Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Журнал "Культурная Столица"
Мифы о Спящей Красавице
=================
Причина летаргического сна Спящей Красавицы - рана, нанесенная веретеном. В мифах арийского происхождения герои, представляющие собой свет, часто гибнут из-за укола шипом или острой веткой.
Именно так умер скандинавский бог Бальдр, самое яркое олицетворение силы солнца: он погиб, уколов ногу о шип омелы. Исфандияр (иранский герой) умирает, раненный стрелой из тамарискового дерева.
Также и Брюнхильда , хоть и не умирает после того, как Один ранил ее шипом, тем не менее впадает в летаргический сон, из которого ее выведет солнечный герой Сигурд.
В "Спящей Красавице" присутствуют молодость,любовь и плодородие - три специфические черты весны. Уколовшись о веретено времени, молодость года засыпает и проводит, в полном оцепенении, зиму. С возврaщением солнца, она просыпается.

Свет и молодость предаются любви: рождаются и растут маленькие Заря и День. То есть, происходит именно то, что случается в природе к середине лета. Заря и день растут и уменьшают власть ночи, и это отражено в сказке.
В пользу такого толкования говорят и имена Спящей Красавицы в итальянском и немецком вариантах этой сказки. "Талия" Пентамерона означает "молодой побег" или "цветущая", а в немецкой сказке "Dornoroschen" (Роза терновника) или "Schlafrose"(Cпящая Роза) означают весенний цветок.
Первые цветы часто означают приход не весны, а вообще нового года; День и Заря - это, возможно, дети не весны, а нового года. На это указывает сицилийский вариант сказки: Suli, Perna, Anna (Солнце, Жемчужина, Год).

В пользу того, что Спящая Красавица - это начало нового года, говорит и обычай, приходящийся на начало года. Речь идет о запрещении прясть, наложенном отцом Спящей Красавицы на всех жителей королевства до тех пор, пока принцессе не исполнится 15 лет.
Действительно, раньше существовал запрет прясть или в начале весны или просто в начале года. Этот запрет происходит, вероятно, из различных суеверий.

У карпатский гуцулов, жена охотника никогда не должна было прясть, когда ее муж ест, иначе вся дичь, имитируя движение веретена, повернется и убежит и охотник не сможет догнать ее.
Плиний сообщает нам о любопытном запрете: римлянки, идя по дороге, не должны были прясть и даже показывать свои веретена, т.к. это могло повредить жатве - рост колосьев мог быть "завязан" веретеном, а стебли растений могли вырасти скрученными.

В Блиде (Алжир) нельзя было вносить веретено в комнату, где находится колыбель мальчика, которому меньше 40 дней. Один из внутренних органов, при росте, мог принять при росте скрученный вид.

То же самое относится и к запрещению прясть в начале года. Прядя, рисковали помешать нормальному ходу времени.
В Средние Века существовало поверье, согласно которому нельзя было прясти, начиная со среды Святой Недели и до Пасхи: боялись, что нити могли быть использованы для опутывания Христа. В Швеции не пряли во время Страстной недели.

Как бы то ни было, запрещение прясть вступало в полную силу именно с приходом Нового года. Во время зимнего солнецестояния, кажется, что солнце колеблется - идти ему или нет - особенно в последнюю неделю, когда кажется, что солнце неподвижно.

Известно, что, в волшебстве, завязывание узлом означает препятсвовать чему-то. Прясть значит связывать, а наматывать пряжу на катушку - сажать на цепь; иными словами, прядение и наматывание пряжи на катушку могли задержать развитие нового года.
В Шотландии, ни при каких условиях нельзя было переносить прялку с места на место во время Рождества.
В рождественскую неделю ни одна прялка не должна работать в Дании; если это запрещение не нарушалось, то гуси не болели весь год; если пряли в Рождество, то плуг ломался на куски.
В этот день ничего не должно крутиться.
Женщина, прядущая в Рождество, рисковала получить трещины на пальцах.
Запрещения такого типа существовали и в Англии. Если кто-нибудь встречал девушку, прядущую в День трех волхвов, он должен был сжечь и лен и кудель. Этот день был известен под названием Saint-Distaff Day.

В Германии, Берхта (или Берта) появляется в образе дикарки с длинными волосами и пачкает прялке девушки, не успевшей допрясти весь лен до наступления нового года.

В швейцарских Альпах все знали Чос-вилью. Это старая ведьма, которая любит играть злые шутки в людьми, особенно в последние дни года. Во многих альпийских деревнях люди заботились о том, чтобы все прялки были спрятаны от этой ведьмы. К тому же, говорили, что нельзя прясть накануне Рождества; в противном случае, ветер мог унести крышу дома.

Надо было спрятать прялку до первого вечера января, чтобы весь год не видеть змей. В Люцерне, ведьма Страэжель состригает волосы у девушек, не успевших допрясть до последней среды перед Рождеством.
В Бельгии, в рождественскую ночь, ударяли топором по неплодоносным деревьям, чтобы они плодоносили в следующем году. Но нельзя было проходить мимо этих деревьев с катушкой в рождественскую ночь, не то удар топором никак не повлияет на деревья. В целом, говорили, что прясть в эту ночь не приносит счастья.

В Лоррене женщины не должны были оставлять коноплю и лен в прялках, а то мыши и крысы съедят их, пока женщины присутствуют на службе в церкви.

Жители Пуату были убеждены, что женщина, прядущая рождественским вечером, прядет себе саван.
Рейтинг записи:
5,5 - 12 отзывов
Нравится12
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх