Галина Уланова и Юрий Завадский.Калаф и Джульетта
#История_любви
====================================
Потомственная балерина, она еще при жизни стала легендой российского балета, его символом и иконой. В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова». Галина Сергеевна Уланова родилась 105 лет назад, (26 декабря 1909) 8 января 1910 года в Санкт-Петербурге.
Галина Уланова – это целая эпоха советского балета, с ее именем связан не только небывалый взлет хореографического искусства в середине ХХ века. Галина Уланова была первой, кто прорубил в «железном занавесе» балетное «окно в Европу» — это случилось в 1954 году в Лондоне.
Она была первой и непревзойденной Марией в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, Джульеттой в гениальном прокофьевском балете; Парашей и Тао Хоа в балетах Глиэра «Медный всадник» и «Красный мак»… Ее героини – хрупкие, воздушные, полные силы и смирения, страсти и нежности,— казались воплощением идеала, мечты, сна…
И жизненный образ Улановой был продолжением сценического. Она всю жизнь оставалась скромной, застенчивой, сдержанной, замкнутой, одухотворенной, никогда не принимала участия ни в каких публичных выступлениях, держалась подальше от политики и политиков, никого не пускала в свою личную жизнь. О ней не ходили слухи, ее имя никогда не было замешано в скандалах. И внешне она была нереальной, воздушной – правильные черты лица, неяркая, словно нарисованная акварелью внешность, тоненький, хрупкий силуэт…
Все были уверены, что вместо личной жизни у Улановой – работа. Работала она действительно очень много, не пропуская ни одного дня – даже на отдыхе, в отпуске, Уланова танцевала ежедневно по нескольку часов. Казалось бы, какая тут личная жизнь?
Однако за внешней хрупкостью и замкнутостью скрывалась страстная, влюбчивая, гордая женщина, которая прекрасно знала, как завоевать и как удержать рядом с собой любимого мужчину, а главное – как расстаться друзьями, когда чувства остыли.
Еще в шестнадцать лет Уланова ушла из дома к Исааку Милийковскому, концертмейстеру и преподавателю музыки хореографического училища, маленькому, толстенькому и лысому, но тем не менее пользовавшемуся необыкновенным успехом у женщин. Говорят, именно из-за его постоянных романов они через несколько лет расстались. Уланова сошлась с дирижером Мариинского театра Евгением Антоновичем Дубовским – старше ее на 12 лет. Практически все мужчины в жизни Улановой были заметно старше ее – мужчины старше и опытнее могли многому научить ее, с ними было гораздо интереснее, чем с ровесниками.
Юрий Александрович Завадский был старше Улановой на 16 лет. Они познакомились в 1940 году, когда Кировский театр приезжал на гастроли в Москву. На приеме после окончания гастролей к Улановой подошел статный мужчина, он высказал свое восхищение ее танцем, похвалил хореографию, восхитился музыкой Прокофьева – как раз привезли его «Ромео и Джульетту», последнюю премьеру Кировского театра… Он был умен, невероятно, обволакивающе обаятелен и красив зрелой, по-настоящему мужской красотой. Это и был Юрий Завадский, театральный режиссер, любимый ученик Вахтангова.
Юрий Завадский был избалован женским вниманием. Красавец, талантливый актер, он прославился в постановках Вахтангова на сцене его студии, особенно исполнением роли Калафа в сказке Карла Гоцци «Принцесса Турандот» — премьера состоялась в 1922 году. Тогда его портреты были повсюду – от афиш до конфетных оберток. Еще в самом начале его карьеры, в 1918 году, в Завадского безответно влюбилась гениальная Марина Цветаева – ему был посвящен цикл стихов «Комедьянт». Он был женат – правда, недолго,— на замечательной актрисе Вере Марецкой; их брак распался, но бывшие супруги, превратившиеся в друзей, на всю жизнь сохранили близкие отношения.
Первая встреча Улановой и Завадского могла бы стать последней. Они немного поговорили – и все; слишком много было вокруг народу, на банкет пришел сам Сталин. Их пути вновь пересеклись во время войны, когда и Кировский театр, и театр имени Моссовета, возглавляемый Завадским, оказались в эвакуации в Алма-Ате. Для них, столичных жителей, волею судеб оказавшихся вдалеке от родного дома, все то, что связывало их с довоенной, счастливой жизнью – было свято. Они часто встречались, ходили друг к другу на спектакли, разговаривали…
Но тогда любви не получилось. Оба понимали: война закончится, и они разъедутся: он – в Москву, к родному театру, а она – в Ленинград, в город, где она провела всю свою жизнь и без которого не мыслила своего существования.
Но в их судьбу вмешались высшие силы. Когда труппа Кировского театра возвращалась из эвакуации, Галину Уланову вызвали в Москву. Сталин не забыл ее божественного танца – и пожелал, чтобы лучшая балерина страны украсила собой лучшую в стране сцену – Большого театра.
Уланова не хотела; Москва, в которой она проживет не один десяток лет, останется для нее чужой. И театр долго будет чужим – старые партии, новые партнеры, другая школа танца, люди, манера общения… В этом странном, незнакомом городе был только один родной, как оказалось, человек – Юрий Александрович.
В Москве судачили: Завадский, завзятый сердцеед, влюбился в Уланову! Да как! Действительно, Юрий Александрович словно обрел в ней свой давно лелеемый идеал: мудрая, спокойная, все понимающая, и при этом – невероятно талантливая, красивая, умная… Завадский буквально боготворил ее, был готов на нее молиться, носить на руках. И Уланова вскоре поняла, что роднее и ближе для нее сейчас никого нет…
Для многих, кто знал об их романе, казалось странным, что два столь влюбленных друг в друга человека – не живут вместе. Но те, кто знали Завадского и Уланову лично, понимали: для них обоих невероятно важна работа, и именно работе они отдают большую часть сил и времени. В конце концов, именно преклонение перед талантом друг друга и уважение к работе друг друга было основой их чувства. Но когда выдавалось свободное время, он приходил к ней – и они снова разговаривали, делились планами, обсуждали… В конце концов оба поняли, что хотя у них нет – и вряд ли будет – общий дом, они все же составляют семью. И поженились.
Брак был зарегистрирован скромно, никого об этом не оповещали. Для Улановой это был первый и последний официальный брак, для Завадского – последний и главный.
Через некоторое время Уланова ушла от него – она полюбила Ивана Николаевича Берсенева, актера и главного режиссера театра им. Ленинского комсомола. Это был очень красивый, сильный и талантливый человек, и чувство к нему было самым сильным в жизни Улановой. А он был женат на актрисе Софье Гиацинтовой – они были вместе с 1925 года. Берсенев тяжело переживал и необходимость разрыва с нею, и свою страстную любовь к Улановой. Он умер в 1951 году у нее на руках…
Уланова так и не разошлась с Завадским официально, до самой его смерти оставаясь его лучшим другом, вдохновительницей и просто любимой женщиной. Когда она звонила, он расцветал от звука ее голоса; был готов бросить все свои дела, лишь бы встретиться с нею. В трудную для нее минуту он старался быть рядом…
Когда в 1977 году он умер, Уланова была за границей и на похороны приехать не смогла. Только прислала венок с надписью: «Завадскому – от Улановой».
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Бронислава Нижинская. Известная балерина и знаменитый хореограф ============================= ...
Лучшие публикации