Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Журнал "Культурная Столица"
Бронислава Нижинская.
Известная балерина и знаменитый хореограф
=============================
Сегодня, когда отмечается 124 года со дня рождения Брониславы Нижинской, ее место в истории балета XX века не подлежит сомнению.
Русская артистка балета польского происхождения, хореограф и балетный педагог Бронислава Фоминична Нижинская была младшей сестрой знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского. Сколько могла – она жила рядом с братом, намеренно или неумышленно держась в его тени. Её собственный балетмейстерский талант был не меньше.

Бронислава Нижинская родилась 8 января 1891 года в Минске. Она была третьей в семье Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. В 1902 Бронислава поступила в театральное училище Петербурга. Она училась танцевать у известного педагога Энрико Чекетти. Окончив училище, в 1908 году, Нижинская вошла в труппу Мариинского театра. Рецензенты отмечали силовой, «мужественный» характер ее манеры, свободной от декоративной сладкой «женственности» – и почти такой же, как у брата Вацлава, полетный прыжок.
Бронислава Нижинская о брате: «В детстве я думала, что знаю все о Вацлаве, моем брате... до того счастливого дня, когда увидела танец Нижинского. Передо мной был Бог танца... Вспоминая идеальную красоту его образов, я ощущаю тот же подъем, как при виде произведений Праксителя или Микеланджело»
В 1909 году Вацлав и Бронислава Нижинские приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились с ним во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло Брониславе успех, хотя ее известность нельзя сравнить с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина она танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».

В Монте-Карло в 1911 году Шаляпин влюбился в юную Броню Нижинскую, а она в него. Назревал волшебный и безрассудный роман, безоглядный, без мыслей о будущем, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы Дягилев и брат Вацлав не спохватились и не постарались все это остановить. Потому что у Шаляпина в тот момент уже была семья, даже две.
Бронислава, как и все участники дягилевской антрепризы, оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего три года. В 1911 году она демонстративно уволилась из труппы в знак протеста против увольнения Вацлава. Нижинский был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Бронислава Нижинская впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России.
В Санкт-Петербурге ее балетмейстерский дебют состоялся лишь в 1916 году. На концерте в народном доме двадцатипятилетняя Нижинская впервые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые Бронислава исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком Александром Кочетовским. С 1919 года она на несколько лет застряла в Киеве, где имела собственную студию,преподавала, выпустила книгу, ныне – библиографическую редкость, под названием «Школа движения: теория хореографии». На Украине были созданы ее балеты «Мефисто-вальс» и «Траурный марш».

Лишь в 1921 году Брониславе удалось уехать в Париж, к Дягилеву, у которого она была единственной женщиной-хореографом. Дягилев, имевший особое чутье на таланты, поверил в балетмейстерские возможности Нижинской. К тому же после разрыва с Леонидом Мясиным надобность в хореографе была острейшая.

Вплоть до 1924 Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете». Сотрудничество с Дягилевым она начала с переделки пантомимы, сочинения вариаций для «Спящей красавицы». Гопак «Три Ивана» должен был поразить зрителей экзотикой с Востока.

Потом началось сотрудничество Нижинской со Стравинским: балет «Байка про Лису» и гениальный балет «Свадебка», в экспрессивных массовых танцах которой воплотились самые жесткие ритмы, все импульсы начала 20-х. «Свадебка» эта не про любовь, а про агрессивный обряд и принесение невесты в жертву.

Рецензенты отмечали, Бронислава Нежинская усвоила находки и Фокина, и своего брата, предложив свой вариант хореографических решений для воплощения первобытной силы обряда. Парадоксальным открытием «Свадебки» стало то, что при всей новаторской смелости хореографии сочинение Нижинской было ближе к традициям классического балета, чем творения Фокина и Нижинского. Новый спектакль объявили даже провозвестником «неоклассицизма».
Нижинская поставила для Дягилева «Лани» («Лоретки») и «Голубой экспресс», используя приметы европейской «шикарной» жизни для либретто и музыку современных французских композиторов. Ее интересовали возможности, открывающиеся при соединении танца с джазовой и мюзик-холльной культурой.

Уйдя от Дягилева, Нижинская объездила весь свет: от Буэнос-Айреса до Вены, от Берлина до Лос-Анджелеса. Ее второй муж Николай Сингаевский был и ее менеджером. Нижинская создала на недолгий срок собственный коллектив, участвовала в постановках «Русской оперы» в Париже и подписала контракт с бывшей соотечественницей Идой Рубинштейн, красавицей, миллионершей и танцовщицей-любительницей. Рубинштейн имела в Париже труппу и одно время доставляла серьезное беспокойство Дягилеву, боявшемуся конкуренции. В труппе И. Рубинштейн Нежинская поставила “Поцелуй феи” Стравинского, “Болеро” М.Равеля (оба - 1928), “Вальс” М.Равеля, “Утренняя серенада” Ф.Пуленка (оба - 1929)
До Второй мировой войны появились ее балет – «Концерт» Шопена, «Этюды» Баха и «Гамлет» – в последнем она сама исполнила главную роль. В 1936 году именно в номере, поставленном Нижинской, в последний раз вышла на сцену Матильда Кшесинская.

Угроза миру в Европе конца 30-х годов вынудила Нижинскую эмигрировать в Америку, где она основала студию в Голливуде и руководила школой «Балле тиэтр» в Нью-Йорке (1942, "Снегурочка" на музыку А. Глазунова, "Русь древняя" на музыку П. Чайковского) и Балетом маркиза Куэва (1944, "Вариации" Брамса и "Картинки с выставки" Мусоргского; 1949, "In memoriam" Ф. Шопена).

В 50-е годы создано ее «Рондо каприччиозо» на музыку Сен-Санса для прекрасной балерины Розеллы Хайтауэр. В 1960 году Нижинская вернулась к «Спящей красавице», поставив спектакль для труппы маркиза де Куэваса. Вторая волна известности накатила на нее после приглашения от известного английского хореографа Фредерика Аштона, ставшего руководителем Королевского балета. Бывший танцовщик Нижинской стал первым после долгого перерыва, кто попросил ее вспомнить сначала «Лани», а потом «Свадебку».

В качестве приглашенного хореографа работала в различных труппах, осуществив постановки: “Тщетная предосторожность” П.Гертеля (“Ballet Theatre”, 1940), “Снегурочка” на музыку А.Глазунова (“Ballet Russe de Monte Carlo”, 1942), “Древняя Русь” с музыкой Чайковского (там же, 1943), “Вариации” Брамса и “Картинки с выставки” Мусоргского (“Интернациональный балет”, 1944), “Время урожая” на музыку Г.Венявского (“Ballet Theatre”, 1945). После 1945 работала в основном в качестве репетитора в “Большом балете маркиза де Куэвас”. Возобновила балеты “Лани” и “Свадебка” (оба — 1966) в лондонском Королевском балете, подтвердив репутацию одного из реформаторов балетного театра XX века.
Королевский балет. Нижинская с группой участников премьеры “Ланей”. Слева направо: Роберт Мид, Светлана Березова, Кит Россон, Джеорджина Паркинсон, Дэвид Блер.
Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе.
Конец жизни Брониславы Нижинской был посвящён работе над мемуарами, получившими в печати название «Ранние воспоминания».
Рейтинг записи:
5,5 - 17 отзывов
Нравится17
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх