Дмитрий Шостакович и Татьяна Гливенко. Целая симфония чувств...
История_любви
========================================
Она вскружила ему голову настолько, насколько способна 17-летняя красавица с легким веселым нравом...
Он всегда был скромным, застенчивым юношей. Возможно, именно этим и привлекал "слабый пол" в юности (а возможно, молодые особы каким-то шестым чувством ощущали его гений и поэтому не могли устоять)...
Они были ровесниками и долго оставались вместе. Они не раз отмечали его День рождения 25 сентября в шумной компании, пока разный взгляд на брак не развел их пути...
Она...
Она родилась в 1906 году в семье заслуженного учителя литературы. Тонкая, миловидная брюнетка с легким характером нисколько не удивлялась повышенному вниманию со стороны мужчин.
Но поездка в крымский санаторий после окончания школы удивила и ее родственников, и ее саму. Ведь там она встретила Его...
Он...
Дмитрий Дмитриевич родился в Санкт-Петербурге в доме №2 по улице Подольской в семье пианистки и химика. Его предки были родом из Польши (со стороны отца), и, по всей вероятности, из Греции (со стороны матери). С самого рождения мальчик был погружен в музыку - мама, окончившая Иркутский институт благородных девиц и консерваторию в Петербурге, аккомпанировала даже самому Федору Шаляпину. Немудрено, что в большой семье Шостаковичей все дети были весьма образованы в музыкальном плане (хотя в планах у нее не было желания, чтобы дети избрали музыку как профессию, она представляла уроки музыки лишь как составляющую общего образования). Однако старшая дочь Мария впоследствии тоже стала пианисткой.
Но Дмитрию было предначертано удивить весь мир. Еще будучи ребенком он проявлял интерес к музицированию, и в 9 лет сел за рояль. А побывав в опере на "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакого окончательно понял, что его будущее обязательно должно быть связано с музыкой.
Домашние занятия с матерью легли в основу его будущей манеры исполнять и сочинять музыкальные произведения. За полгода мальчик доказал, что у него абсолютный слух и превосходная память. Ему практически ничего не стоило читать с листа любые даже самые сложные вещи. При этом окружающие отмечали у Мити (как его звали в детстве в кругу семьи) техническую свободу исполнения.
Трудное время, война, Революция, гражданская война, хаос и безработица... Стычки на улицах города, взрослые разговоры по дороге в школу, детские ссоры из-за разности мнений по поводу ситуации в стране - и все это на фоне постоянного голода. Но даже в таких невозможных условиях Дмитрий продолжал посещать музыкальное училище и поражать педагогов, среди которых были настоящие знаменитости - Игнатий Гляссер, Александр Глазунов и другие. Кроме того, несмотря на тяготы, в доме Шостаковичей часто звучала музыка - мать композитора настолько виртуозно обращалась со скудными запасами еды, что умудрялась на Дни рождения детей устраивать небольшие приемы с домашними концертами, в которых принимали участие друзья и соседи.
Летом 1923 года врачи обнаружили у семнадцатилетнего Дмитрия туберкулез. Здоровье юноши было подорвано обучением в консерватории и постоянными подработками. В июле состояние Мити стало критическим, и его мать, Софья Васильевна, женщина чрезвычайно волевая, одолжив денег у знакомых, отправила сына и старшую дочь Марусю в Крым.
Там Митя и познакомился с юной москвичкой Танечкой Гливенко — они оказались соседями по столу. Красавицей Таню назвать было нельзя, но ее роскошные темные волосы, огромные живые глаза и ладная фигурка приковывали взгляды многих молодых людей, отдыхавших в санатории. Митя Шостакович влюбился в обаятельную барышню с первого взгляда.
Болезненно несмелый, замкнутый юноша не мог и надеяться на успех. Каково же было его удивление, когда так понравившаяся ему Танечка ответила взаимностью. Молодые люди стали неразлучны. Окружающие радовались их светлой и чистой любви. Только Маруся была недовольна. В письме матери она написала: «Девица странная, кокетка, мне не нравится». Но ведь сестрам так трудно угодить…
Что ж, этому письму еще суждено было сыграть свою неблаговидную роль в истории любви Мити и Тани. А пока юноша играл для Танечки Листа, Шопена и... свои произведения. Девушка обожала стоять у рояля и смотреть, как длинные нервные пальцы ее любимого касаются клавиш. Дочь крупного ученого-филолога, Таня не была профессиональным музыкантом, но понимала: она никогда не займет в сердце Мити первое место. Музыка всегда будет главной любовью его жизни.
Москва — Петроград
Лето заканчивалось. Уже не так пекло солнце, раньше заставлявшее обитателей санатория прикрываться простынями и зонтами, все отчетливее чувствовалось дыхание приближающейся осени. Отдыхающие разъезжались. В один из тихих пасмурных дней уехала и Танечка Гливенко. «Теперь на твоем месте в столовой сидит какая-то толстая дама, и это очень неприятно», — писал ей Митя.
И только музыка спасала юношу. Тогда у Шостаковича и появилась привычка, переживая невзгоды и неприятности, обращаться к творчеству и усиленно работать. Он пишет лиричное «Трио для фортепьяно, скрипки и виолончели», которое собирается посвятить любимой. «Если, конечно, ты не имеешь ничего против», — замечает он в письме.
Они переписывались долгих два года, письма из Петрограда (а потом уже и Ленинграда) в Москву и обратно шли непрерывным потоком. В марте 1925 года Митя пригласил Татьяну на свой первый авторский концерт, после которого рыдал, как ребенок, расстроившись, что не произвел на публику должного впечатления. Зато через год, когда в Ленинградской филармонии состоялась премьера Первой симфонии Шостаковича, Танечка стала свидетелем настоящего чуда: после того как смолк последний аккорд, девушка едва не оглохла от грома восторженных оваций. Сколько раз девятнадцатилетний Шостакович выходил на сцену в тот день, чтобы раскланяться, очевидцы того действа так и не смогли сосчитать. Это был первый триумф композитора.
Крымское лето
Интенсивная работа, служба в кинотеатрах в качестве тапера, постоянное недоедание не прошли бесследно для здоровья Дмитрия. Он все чаще впадал в депрессию, замыкался в себе. Будучи человеком странным, непохожим на других (что свойственно всем гениям), Шостакович все время терзался сомнениями. Иногда ему казалось, что композиторская стезя не для него. В такие минуты он бросал сочинять музыку и в припадке разочарования и самобичевания уничтожал все свои рукописи. К мукам творчества добавились и переживания личного характера. Ему и Танечке исполнилось по двадцать лет, а три года общения — срок немаленький. Возникал вполне естественный вопрос насчет совместной жизни, но Дмитрий никак не мог собраться с силами для решительного объяснения. К тому же Софья Васильевна явно не одобряла выбор сына, она вообще была против его раннего брака. Семья еле сводила концы с концами, их существование можно было даже назвать нищенским.
"Боже мой, о какой женитьбе может идти речь? Для создания семьи нужны определенные условия, где они?" — повторяла Софья Васильевна. Она считала, что сын не готов к браку, верила в огромный талант Мити и была убеждена, что творчество требует сил, здоровья, покоя и, возможно, некоторых жертв. Одной из них и должна была стать любовь к Танечке Гливенко.
Ситуация становилась безвыходной, так как свободных любовных связей Софья Васильевна, человек твердых нравственных правил, не признавала. Дмитрий нервничал, жалуясь друзьям, что сомнения насчет его отношений с Таней прочно поселились в маминой душе. Софья Васильевна отговаривала сына и от поездки в Анапу, где семья Гливенко сняла дачу на лето. "Удобно ли это? Ты уверен, что тебя правильно поймут Танины родители?" — Софья Васильевна была последовательна и настойчива.
Безмерно любивший мать Митя все-таки наскреб денег и уехал к Татьяне, где провел один из самых счастливых месяцев в своей жизни. Семья Гливенко и сама Танечка предстоящего совместного устройства жизни тактично не касались. Дмитрий успокоился, что позволило ему в полной мере насладиться отдыхом и общением с любимой девушкой.
Однако родители Танечки недоумевали, почему Дмитрий избегает брака. Ни они, ни сама девушка не понимали, что воспитанный счастливыми, любящими родителями в семье, где верность и чистота почитались главными человеческими достоинствами, Шостакович не мог быстро «расписаться», как это стало принятым в обществе. Природная робость, а также свойственное ему чувство ответственности не позволяли скоропалительно принимать решения, от которых зависело благополучие других. К тому же Дмитрий упрямо твердил, что влюбленные должны жить раздельно. Он никому не признавался, что тогда, в том возрасте, совместное проживание и особенно физиологическая сторона брака были неприятны ему и вызывали чувство брезгливости.
Вещий сон
Отдохнувший, полный сил и желания работать, Шостакович вернулся в Ленинград. Теперь в их встречах с Татьяной Гливенко не было прежней ясности и радости, но надежды на будущее сохранялись, и Дмитрий их поддерживал, не предпринимая, однако, особых усилий для возможного бракосочетания. Для девушки такая позиция была непонятна и оскорбительна.
В то же время Шостакович увлекся студенткой-физиком Ниной Варзар. О сопернице, благосклонности которой теперь добивался Шостакович, Татьяна ничего не знала, но чисто женским чутьем поняла: Дмитрий отдаляется от нее. Их встречи стали редкими, но даже после коротких свиданий Таня выглядела грустной и подавленной. А ведь ей было чуть больше двадцати, хотелось простого женского счастья, семьи и детей.
И вот Татьяне приснился сон: ее Митя уходил от нее все дальше и дальше, в конце концов, исчезал в густом и плотном тумане. Она кричала, плакала, звала его, но он даже не оглянулся. «Как наяву, — подумала девушка, проснувшись, — видимо, отныне мне придется привыкать жить без Дмитрия».
Так оно и случилось. Через некоторое время, отчаявшись и потеряв веру в то, что они с Митей будут вместе, Татьяна согласилась выйти замуж за своего давнего поклонника, талантливого химика Берлина. Он знал об отношениях Татьяны и Дмитрия, но терпеливо ждал своего часа, окружая девушку вниманием и заботой.
Потерять, чтобы обрести
Когда Татьяна сказала Дмитрию, что выходит замуж, он не поверил. Позже, опомнившись, позвонил: "Неужели ты и впрямь сделаешь это?" — спрашивал он, пытаясь перекричать шум улицы. Таня понимала: вот он, момент истины, и сейчас только от нее зависит, как сложатся их дальнейшие отношения. Увы, обида заслонила все, девушка заупрямилась и решила идти до конца по выбранному пути. Шостакович явно не ожидал такого поворота событий.
В феврале 1929 года, уже после свадьбы Гливенко и Берлина, Дмитрий опять приехал к своей возлюбленной. Только теперь, потеряв ее, он понял, что она для него значила. Не смущаясь присутствием Татьяниного супруга, он настойчиво просил женщину расторгнуть брак, умолял бросить мужа и вернуться к нему. Софья Васильевна молча наблюдала за происходящим, не вмешиваясь и не давая советов. Дмитрий требовал от Татьяны немедленного решения, но женщина к тому времени уже была беременна и оставить мужа не решилась.
Сразу же после рождения Таниного ребенка Шостакович женился на Нине Варзар. Казалось, он сделал этот шаг, пытаясь отомстить бывшей возлюбленной. Впоследствии в жизни композитора было еще несколько романов, еще несколько браков, но он не забывал свою первую любовь никогда — наблюдал за жизнью Тани со стороны, использовал любую возможность, чтобы увидеться с ней.
Татьяна до конца своих дней хранила письма Шостаковича, а перед смертью передала их детям и внукам. Позже любовные послания композитора, адресованные Татьяне Гливенко, оказались на лондонском аукционе Сотбис и, конечно же, наделали немало шума. Досужие писаки, навешивая ярлыки и расставляя точки над «i», без стеснения судачили о чувствах композитора... Печальный конец любовной какофонии, которая так и не стала симфонией.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: ПУШКИН В ЖИВОПИСИ
Лучшие публикации