16 декабря Светлане Дружининой, советской и российской актрисе, режиссёру, сценаристу, народной артистке России, исполнилось 79 лет
======================================
Светлана Дружинина была девочкой из простой семьи, жившей в Москве, в Марьиной Роще. Мама Мызникова Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала воспитательницей в детском саду, папа Дружинин Сергей Иванович, сын священника, - шофером (погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском). Актриса так вспоминает о своем детстве: „Жили мы в коммуналке, возле нашего дома были три кладбища, на них мы и играли в "казаков-разбойников". Чтобы мы не завшивели, брили нас наголо. И носились мы, абсолютно лысые мальчишки и девчонки, стаями по этим кладбищам.»
Цирк зажигает огни
Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу - билеты стоили очень дорого. Получив мамино "добро" в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр... И поступила.
Балет
Летом в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан, которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. И вернувшись с отдыха в Москву, Дружинина сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что ... набор уже закончен. Однако Светлана уже тогда не привыкла сдаваться: она поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и Немировича - Данченко, занималась там. И начались нелегкие будни "балетной девочки", в которой воспитывался характер. Была мечта – стать балериной, и Светлана перебарывала все трудности. "Атаманшу из Марьиной Рощи", как прозвала ее местная ребятня, все реже было видно среди своих. Через какое-то время она по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина. Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. И все же десять лет занятий балетом не пропали даром. Светлана Дружинина до сих пор стройна, элегантна, держит форму, а когда в собственной картине нужно поставить танец, справляется сама, на худой конец зовет старых друзей по училищу...
Стать звездой балета Дружининой не довелось, даже собственного амплуа у неё не было. Вспоминает Светлана Сергеевна: "Лет до пятнадцати мы всяких блошек-мошек-таракашек в спектаклях Большого изображали. А последние три года мы с моими одноклассниками танцевали в операх дивертисменты. В каком-то спектакле увидела меня руководитель ансамбля "Березка" Надежда Надеждина и принялась активно сватать в свой коллектив. Но тут я на репетиции "Щелкунчика" разбила локоть о металлическое крепление станка, и рука у меня повисла - образовалась гематома. Но, к счастью, в моей жизни возник кинематограф. Довелось стать кинозвездой."
Звезда голубого экрана
А до кино было еще и телевидение. После травмы Светлана Дружинина взяла академический отпуск, на время которого, посоветовавшись со своими педагогами, стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П. И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. И первые КВНы вели вовсе не Светлана Жильцова с Александром Масляковым, а Дружинина с Державиным! Прямые эфиры – а в те времена отечественное телевидение работало именно в таком режиме, – стали отличной школой для будущей кинозвезды. Они научили ее не бояться камеры, быть своей у зрителей и знать свою роль назубок.
Первая роль в кино
Именно на телевидении режиссер Самсон Самсонов, приступавший к съемкам фильма "За витриной универмага", увидев ее в роли ведущей какой-то ритуально-праздничной передачи, озадачил своих ассистентов: "Разыщите!". Разыскали. "Почитай нам что-нибудь", - попросил режиссер, присматриваясь к статной ясноглазой кандидатке на роль. "Ой, не умею: Лучше я вам станцую!" И "выдала" свой дипломный испанский танец. Так она попала в кино. Но по съемочной площадке продолжала ходить "балетным шагом", пока кто-то из съемочной группы не огрел ее палкой по ногам: "Ходи нормально!"
Ее первая киногероиня - Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов).
«Дело было в Пенькове»
Следующей заметной киноролью Светланы Дружининой стала Лариса из картины "Дело было в Пенькове" (1958) режиссера Станислава Ростоцкого. Любовный треугольник да еще в деревне! Первый парень на деревне Матвей Морозов (В. Тихонов) и две красавицы! Одна - приезжая, из города, агрономша. Другая - своя, местная, к тому же председательская дочь. Её-то и играла Дружинина. И любовь вроде была, и свадьбу справили, да только разлюбил Матвей свою раскрасавицу жену Ларису. Полюбил, и всерьез, приезжую, городскую, Тоню (М. Менглет). И от отчаянья, послушав дурного совета, решилась гордая и смелая Лариса извести разлучницу, да вовремя остановилась. Вот только любимый муж, узнав обо всем, пошел на преступление... Сколько лет зрители, особенно зрительницы, сопереживают страстям, разгоревшимся в Пенькове, подпевают по сей день популярной песне "Парней так много холостых на улицах Саратова...". И сочувствуют обеим героиням, ведь так трудно принять чью-то сторону... Режиссер не ошибся в выборе актрис – Майи Менглет и Светланы Дружининой. Эта картина прочно вошла в классику отечественного кинематографа своими яркими характерами главных героинь. Драматического дарования ни той, ни другой было не занимать.
«Девчата»
В общем-то, если брать по большому счету, не так много было у Светланы Дружининой больших, главных ролей в кино. Однако популярными и любимыми в те годы становились не за количество сыгранных героинь. Для зрителя важно было, какие они, эти героини. Внешность, конечно, дело не последнее. Советское кино всегда было богато на красивых актрис. И у Дружининой здесь все было в полном порядке! Взглянешь, не забудешь. Но важен был и характер. А характер у ее героинь присутствовал всегда! Да вот, к примеру, Анфиса, героиня Дружининой из комедии режиссёра Ю. Чулюкина "Девчата" (1961). Много лет эту ленту любят зрители всех поколений
Любовь
Всего после нескольких картин Дружинина, можно сказать, стала звездой. Как она сама вспоминала, ее начали узнавать на улице, за руки хватали, писали письма. В общем, проходу не стали давать. И режиссеры предлагали новые роли, и вроде бы все было прекрасно. А Дружинина вдруг сама подалась в режиссеры, вернулась в тот же ВГИК, но уже на режиссерский факультет. В чем же была причина? Она объясняла это просто. Еще во время учебы на актерском факультете Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. «Муж мне послан Богом. Познакомились мы, когда он учился на втором курсе операторского факультета, а я уже была восходящей кинозвездой. К тому же - капитаном женской сборной ВГИКа по волейболу. Надеваю как-то в спортзале туфли, а к моим ногам подкатывает мяч: поднимаю голову и вижу прекрасные добрые глаза. Анатолий тоже был капитаном институтской сборной по волейболу. Долгое время нас так и звали - два капитана.»
Вскоре они поженились и с тех пор вместе. Студенческая жизнь была у влюбленных, как у всех студентов ВГИКа, веселая, полная съемок, новых ролей, понятно, небогатая, но молодость этого не замечает. У них родились двое сыновей. Вспоминает Светлана Сергеевна: «Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. Случилось так, что я сказала ему о своей любви: на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были. Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: "Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать". - "Что, прилюдно? Ну, пожалуйста". Я и говорю: "Толя, я тебя люблю". А Толя встал, поклонился и сказал: "Я тебя тоже". Вообще, любовь для меня - это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы бы не прожили вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни.»
Но родители Мукасея служили в государственной разведке, и замужество актрисы, как оказалось, автоматически занесло ее в "черные списки", она стала невыездной. К примеру, все участницы "Девчат" объездили с картиной многие страны, а Дружинину выкинули из списка делегации в Аргентину. Подобное повторялось не раз. В конце концов многие режиссеры стали побаиваться приглашать ее в свои картины, ведь с нею картина становилась "невыездной", как и сама актриса. Дружинина спокойно перенесла сей факт, решила все начать с начала и... вернулась во ВГИК. На этот раз – на режиссерский факультет.
Режиссёр
Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится "пишущей" актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в "Советском экране" получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 защищает диплом фильмом "Зинка" (сценарий Б. Мажаева) и начинает работать режиссером на студии "Мосфильм". Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко "Золотые ворота" (1969).
С. С. Дружинина - народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусства. Светлана Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. "Когда выпадает свободное время, -признается она, - я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей - и при этом тоскую по работе." Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна как и прежде стройна, элегантна, а когда в собственной картине необходимо поставить танец, она с этим справляется сама, а порой приглашает своих сокурсников.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Храм Святой Троицы в Антарктиде
Лучшие публикации