Татьяна САМОЙЛОВА.Суперзвезда советского кино, одна из самых красивых актрис мира
Чтобы_помнили
==================================
Есть актеры-легенды, которые в семье любят и знают люди сразу нескольких поколений. Их роли знакомы до малейшей интонации, их фильмы видели уже помногу раз, и все же каждый раз, когда видишь их на экране, вновь перехватывает горло. Я знаю, что когда 9 мая телеэфир традиционно будет показывать Летят журавли (1957), вся моя семья опять соберется у экрана, чтобы вновь увидеть любимую нами актрису – Татьяну Самойлову.
Ее лицо – одно из тех, которые запоминаются нам такими, какими их выхватил мгновенный кадр кинопленки. Годы не могут изменить или состарить эти черты – они уже живут вне времени в памяти многих людей. Татьяна Самойлова всегда будет представать перед нами трепетной, хрупкой и нежной Вероникой из удивительной киноленты Михаила Калатозова. И все же за любимой всеми героиней стоит настоящий человек, с яркой и сложной актерской жизнью, в которой были свои взлеты и годы забвения. Давайте же поговорим об этой великой актрисе и о ее актерской судьбе.
Сейчас уже трудно поверить, что всего один шаг – и мир не узнал бы актрису Татьяну Самойлову. Зато как знать, быть может, на балетной сцене появилась бы еще одна звезда. Татьяна с успехом окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Майя Плисецкая даже приглашала ее продолжить обучение в балетной школе при Большом театре. Однако Татьяна все же выбрала для себя кино и в 1953 году поступила в театральное училище имени Щукина. Быть может, сказались актерские гены – ее отец, Евгений Самойлов, был известнейшим артистом театра и кино.
Конкурс при поступлении был очень большой – 28 человек на место, но Татьяна была настолько полна решимости, что год отучилась вольнослушательницей, пока не появилось место. Именно там она и познакомилась с Василием Лановым, который вскоре стал ее мужем.
Уже в 22 года Татьяна Самойлова заставила говорить о себе критиков международных фестивалей. Успех принесла ей роль Вероники в фильме Летят журавли (1957) Михаила Калатозова по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Здесь снова вмешалась судьба – сценарист фильма Виктор Розов возражал против Татьяны Самойловой, видя на этой роли совсем другую актрису, Елену Добронравову. Его удалось переубедить, и Татьяна смогла сыграть если не самую главную, то самую известную роль в своей актерской жизни. Роль трудную, неоднозначную, судьбу девушки, изменившей любимому человеку, ушедшему на фронт. Работа над образом потребовала большого творческого поиска. В стране, где лишь 10 лет назад отгремела война, история требовала других героев и иных женских образов – таких как в фильме Жди меня. Сама Татьяна признавала, что героиня не была ей симпатична, и, однако, ей удалось передать сложный трагичный образ: "Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире..."
В нашей стране картина вызвала много споров. На Каннском же фестивале 1958 года фильм ждал оглушительный успех – критики единодушно присудили ему Гран-при. По воспоминаниям Татьяны Самойловой: "Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции... Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация".
Свою вторую звездную роль – Анны Карениной – Татьяна могла бы сыграть еще в 1958 г. Именно тогда она получила приглашение в Голливуд сниматься с экранизации романа Льва Толстова вместе с Жераром Филипом. Госкино ответило решительным отказом, мотивировав это тем, что Татьяна не окончила актерское образование – на тот момент она была студенткой третьего курса. И лишь 9 лет спустя, в 1967-м Татьяна Самойлова смогла сыграть эту роль в фильме Александра Зархи. Ее партнером по фильму стал Василий Лановой. К тому времени они уже расстались, однако глядя на экран в это трудно поверить – настолько им удалось передать мучительную всепоглощающую любовь страсть героев.
Успех картины, казалось, должен был повлечь за собой череду новых ролей. Однако судьба снова сделала неожиданный поворот - после двух знаменитых ролей в актерской карьере Татьяны Самойловой наступил долгий период забвения.
Из значимых ролей можно назвать лишь героиню фильма Неотправленное письмо (1959). В течение долгих лет Татьяну Самойлову зритель мог видеть только в эпизодических ролях в театре и кино, или же на творческих встречах.
И все же, вспоминая свои главные роли, великая актриса не жалеет ни о чем в своей сценической карьере: "Я до сих пор живу ощущением счастья от этих двух работ. И даже если бы в моей актерской жизни не было больше ни одной роли, все равно бы благодарила судьбу".
И в этих словах мы слышим удивительную житейскую мудрость человека, сумевшего найти главное в своем прожитом пути.
Мой взгляд:
Есть горечь в актерских судьбах. Как часто бывает, что человек, ставший славой нашей сцены, вдруг оказывается забыт в тесном мирке старых афиш. И особенно жаль, когда это происходит с любимыми, дорогими артистами, на фильмах которых выросли уже несколько поколений. В последние – нет, не годы, десятилетия, мы видели Татьяну Самойлову лишь в ролях, которые никак не соответствуют ее актерскому таланту. И это, мне кажется, большая потеря.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Журнал "Культурная Столица" - 19 октября 2014 в 15:44
Лучшие публикации