
Д-262
Шнекороторный снегоочиститель на шасси ЗИС-151, разработанный на Щербаковском заводе «Дормашина»(Ярославская область). Производство этой машины началось в 1952 году взамен снегоочистителя Д-166А на шасси ЯАЗ-200.
Одним из главных преимуществ Д-262 было применение полноприводного шасси, позволявшего развивать тяговое усилие, необходимое для внедрения рабочего органа в слежавшийся снег. А главное отличие от роторных снегоочистителей, изготовлявшихся ранее, состояло в том, что привод ходовой части и рабочего органа выполнялся от одного двигателя 2Д-6(половина танкового дизеля Д-12), установленного за кабиной водителя (штатный мотор демонтировался).
Отбор мощности на все шесть колес от 150-сильного мотора, а также бесступенчатое изменение скорости перемещения были достигнуты путем ввода в трансмиссию специальной регулируемой турбомуфты.
На Д-262 по аналогии с предыдущими моделями шнекороторных снегоочистителей механический привод ротора и шнеков осуществлялся через карданные валы, а подъем и опускание рабочего органа, а также поворот кожуха ротора – гидроцилиндрами. Рабочий орган располагался в передней части автомобиля и состоял из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Для подачи снега от краев к центру рабочего органа применялись два шнека. Они собирали снег с дороги и направляли его в ротор, который через специальное поворотное сопло отбрасывал снег в сторону.
Машина справлялась с сугробами высотой 1,2 м, отбрасывая снег на 20 м. Ширина очистки составляла 2,65 м, производительность – 575 т/ч. Рабочая скорость составляла 0,17 км/час, а транспортная - 25 км/ч.
В 1955-1958 годах «Дормашина» выпускала модернизированный снегоочиститель Д-262М. В нем была значительно упрощена кинематическая схема – путем исключения из конструкции турбомуфты и объединения редуктора рабочей части, демультипликатора и редуктора турбомуфты в один центральный редуктор, предназначенный для передачи мощности на рабочий орган и отбора ее на силовую передачу ходовой части. В результате модернизации удалось снизить вес снегоочистителя с 10500 кг у Д-262 до 8380 у Д-262М.
Внешне модернизированный снегоочиститель можно узнать по более компактному кожуху силового агрегата, что позволило сохранить позади кабины штатные зисовские держатели запасных колес (на Д-262 «запаски» вешали прямо на боковые стенки моторного кожуха). Он также стал по многим показателям более эффективным. Производительность повысилась до 625 т/час, дальность отбрасывания снега - до 24 метров, рабочая скорость движения - до 0,3 км/час, транспортная - до 40 км/ч. К изготовлению Д-262М, кроме Щербаковского завода, с 1955 года подключили Жодинский завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш» (будущий БелАЗ). А оттуда в 1958 году выпуск Д-262М передали Минскому заводу «Ударник» (будущий Амкодор).
Непродолжительное время (1958-1959 гг.) Д-262М Щербаковский завод выпускал на шасси ЗИЛ-157, после чего производство шнекороторных снегоочистителей отсюда было передано на Северодвинский механический завод № 6 Управления судостроительной и машиностроительной промышленности Архангельского совнархоза (с 1962 года – Северодвинский завод дорожных машин, сокращённо – Севдормаш).
Шнекороторный снегоочиститель на шасси ЗИС-151, разработанный на Щербаковском заводе «Дормашина»(Ярославская область). Производство этой машины началось в 1952 году взамен снегоочистителя Д-166А на шасси ЯАЗ-200.
Одним из главных преимуществ Д-262 было применение полноприводного шасси, позволявшего развивать тяговое усилие, необходимое для внедрения рабочего органа в слежавшийся снег. А главное отличие от роторных снегоочистителей, изготовлявшихся ранее, состояло в том, что привод ходовой части и рабочего органа выполнялся от одного двигателя 2Д-6(половина танкового дизеля Д-12), установленного за кабиной водителя (штатный мотор демонтировался).
Отбор мощности на все шесть колес от 150-сильного мотора, а также бесступенчатое изменение скорости перемещения были достигнуты путем ввода в трансмиссию специальной регулируемой турбомуфты.
На Д-262 по аналогии с предыдущими моделями шнекороторных снегоочистителей механический привод ротора и шнеков осуществлялся через карданные валы, а подъем и опускание рабочего органа, а также поворот кожуха ротора – гидроцилиндрами. Рабочий орган располагался в передней части автомобиля и состоял из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Для подачи снега от краев к центру рабочего органа применялись два шнека. Они собирали снег с дороги и направляли его в ротор, который через специальное поворотное сопло отбрасывал снег в сторону.
Машина справлялась с сугробами высотой 1,2 м, отбрасывая снег на 20 м. Ширина очистки составляла 2,65 м, производительность – 575 т/ч. Рабочая скорость составляла 0,17 км/час, а транспортная - 25 км/ч.
В 1955-1958 годах «Дормашина» выпускала модернизированный снегоочиститель Д-262М. В нем была значительно упрощена кинематическая схема – путем исключения из конструкции турбомуфты и объединения редуктора рабочей части, демультипликатора и редуктора турбомуфты в один центральный редуктор, предназначенный для передачи мощности на рабочий орган и отбора ее на силовую передачу ходовой части. В результате модернизации удалось снизить вес снегоочистителя с 10500 кг у Д-262 до 8380 у Д-262М.
Внешне модернизированный снегоочиститель можно узнать по более компактному кожуху силового агрегата, что позволило сохранить позади кабины штатные зисовские держатели запасных колес (на Д-262 «запаски» вешали прямо на боковые стенки моторного кожуха). Он также стал по многим показателям более эффективным. Производительность повысилась до 625 т/час, дальность отбрасывания снега - до 24 метров, рабочая скорость движения - до 0,3 км/час, транспортная - до 40 км/ч. К изготовлению Д-262М, кроме Щербаковского завода, с 1955 года подключили Жодинский завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш» (будущий БелАЗ). А оттуда в 1958 году выпуск Д-262М передали Минскому заводу «Ударник» (будущий Амкодор).
Непродолжительное время (1958-1959 гг.) Д-262М Щербаковский завод выпускал на шасси ЗИЛ-157, после чего производство шнекороторных снегоочистителей отсюда было передано на Северодвинский механический завод № 6 Управления судостроительной и машиностроительной промышленности Архангельского совнархоза (с 1962 года – Северодвинский завод дорожных машин, сокращённо – Севдормаш).

Следующая запись: Грузовик Газ-53. Показательная выгрузка. За рычагами, видимо, сам инженер-изобретатель.
Лучшие публикации