Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
213 лет назад, 6 апреля 1812 года, родился Александр Иванович Герцен – великий русский революционный демократ, философ-материалист, писатель и публицист.

Герцен родился в Москве, был сыном И.А.Яковлева, принадлежавшего к знатному дворянскому роду, и Г.-Л.Гааг, дочери мелкого чиновника из Штутгарта. Брак родителей не был оформлен, поэтому ребёнок получил вымышленную фамилию (от немецкого слова Herz — сердце). В 14 лет Герцен даёт клятву отомстить за казнённых декабристов. Через год клятву он повторяет на Воробьёвых горах со своим другом Н.П.Огарёвым. Эта клятва определила их дальнейший жизненный путь.

В 1829 году Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, где преподавались естественные науки. Вокруг Герцена и Огарёва складывается кружок с ярко выраженной политической направленностью. В июне 1833 года Герцен заканчивает университет с серебряной медалью.

Уже в первый послеуниверситетский год Герцен и Огарёв привлекли внимание властей — молодые люди читали и обсуждали сочинения западно-европейских социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и других прогрессивных писателей Запада. Летом 1834 года Герцен, Огарёв и другие члены кружка были арестованы. После 9 месяцев следствия и тюремного заключения Герцен был сослан в Пермь, вскоре место ссылки заменили на Вятку. В конце 1837 года его переводят во Владимир. Из ссылки Герцен вернулся весной 1840 года. В годы ссылки продолжается процесс формирования идейных и политических воззрений Герцена. Он углублённо изучает историю, философию, читает Гегеля и Фейербаха.

В 1842—1847 годы достигает расцвета философская и литературная деятельность Герцена. Выходят его произведения — «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», которые вызывают большой интерес в кругах демократической интеллигенции постановкой острых общественных вопросов. В статье «Памяти Герцена», написанной В.И.Лениным в 1912 году в связи со 100-летием со дня рождения писателя-революционера, говорится: «В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя «алгебру революции». Он пошёл дальше Гегеля, к материализму... Герцен вплотную подошёл к диалектическому материализму и остановился — перед историческим материализмом».

В январе 1847 года в связи с преследованиями царского правительства Герцен уезжает за границу. Он полон веры в будущее и надеется, что приближающиеся революционные события в Европе принесут социальное освобождение не только европейским народам, но и свободу его родине. Осенью 1847 года в Риме Герцен участвует в народных шествиях и манифестациях, присутствует на митингах, посещает революционные клубы. Он знакомится с виднейшими деятелями итальянского национально-освободительного движения: Маццини, Гарибальди, Спини, Саффи. В мае 1848 года Герцен возвращается в революционный Париж. С воодушевлением он пишет о революции во Франции, о парижских повстанцах, о баррикадах на улицах Парижа. А затем — кровавая расправа буржуазии с рабочими и тяжёлое разочарование Герцена в революционных возможностях Запада. Духовный кризис Герцена В.И.Ленин назвал «крахом буржуазных иллюзий в социализме». Переживаемая Герценом духовная драма запечатлена в его книге «С того берега» (впервые опубликована в 1850 г. в немецком переводе), которую Герцен считал лучшим произведением из всего им написанного. Укрепляются социалистические взгляды Герцена, но теперь они обращены к России. «Вера в Россию — спасла меня на краю нравственной гибели… За эту веру в неё, за это исцеление ею — благодарю я мою родину».

Решение об эмиграции Герцен принимает в 1850 году — в России его ждала расправа царского правительства. Приговор Петербургского надворного уголовного суда от 18 декабря 1850 года гласил: лишить Герцена «всех прав состояния», признать его «за вечного изгнанника из пределов Российского государства».
В августе 1852 года Герцен переезжает в Англию. Начинается лондонский период (1852—1865 гг.), самый плодотворный в деятельности Герцена. Оставаясь в эмиграции, он считал себя ответственным за будущее России. Через свои сочинения Герцен знакомит Европу с Россией. Пишет о русском народе и его борьбе против рабства, о передовой российской общественной мысли, о русской литературе. Он начинает работать над одним из главных своих произведений, книгой-исповедью, книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852—1868 гг.).

Одновременно Герцен разрабатывает теорию «русского социализма», которая станет идеологической основой народничества 60—70-х годов XIX века. В крестьянской общине с её общинной собственностью на землю Герцен видел «зародыш социализма». Об этом он писал в своих работах после поражения европейской революции 1848 года — «России» (1849 г.), «Письмо русского к Маццини» (1850 г.), «Русский народ и социализм» (1851 г.) и др. В работе «Памяти Герцена» В.И.Ленин дал глубокий анализ герценовской теории «русского социализма». «Герцен — основоположник «русского» социализма, «народничества», — писал В.И.Ленин. — Герцен видел «социализм» в освобождении крестьян с землёй, в общинном землевладении и в крестьянской идее «права на землю»… На деле в этом учении Герцена, как и во всём русском народничестве… нет ни грана социализма… Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 году и чем дешевле бы они её получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России».

В 1853 году Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию. Герценовская пропаганда стремилась поднять на борьбу всех недовольных царизмом и крепостным правом в России. Многочисленные статьи, обращения, прокламации Герцена были обращены к передовым людям России, призывали к свержению самодержавия, к борьбе за землю и волю для крестьян (воззвание «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещёная собственность», «Поляки прощают нас» и др.).

В 1855 году в условиях нараставшего общественного подъёма и роста крестьянского движения в России в связи с поражением царизма в Крымской войне Герцен начинает издавать альманах «Полярная звезда», который он охарактеризует как «русское периодическое издание, выходящее без цензуры, исключительно посвящённое вопросу русского освобождения и распространения в России свободного образа мысли». Здесь были опубликованы: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, запрещённые стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.И.Полежаева, знаменитое письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю, записки декабристов и др. Герцен приступает ещё к одному новому изданию. Это — сборники «Голоса из России». В них входят присланные из России рукописи, которые там не могли быть напечатаны.

1 июля 1857 года (вскоре после приезда в Лондон из России друга и соратника Герцена Н.П.Огарёва) вышел первый лист газеты «Колокол», призывавшей к борьбе против крепостного права и царского самодержавия. С первых же номеров «Колокол» открыто и резко заговорил о том, что в крепостной России нельзя было сказать вслух. Девиз газеты «Vivos voco!» («Зову живых!») призывал всех живущих в России не только служить «Колоколу», но и звонить в него. Все стороны российской действительности находили отражение в газете. Она издавалась на тонкой бумаге, была небольшого формата, что обеспечивало её конспиративное хранение и распространение. Газета тайно перевозилась в Россию. Влияние «Колокола» было огромным. Его передавали из рук в руки, литографировали. Основной сферой влияния «Колокола» была демократическая интеллигенция, в идейном сплочении которой журнал сыграл огромную роль. Газета выходила 10 лет — 1857—1867 годы. Её тираж доходил до 2 500—3 000 экземпляров.

«Колокол» развернул широкую агитацию против крепостного права и феодально-крепостнической системы. По словам В.И.Ленина, «Колокол» «встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено». Однако до реформы 1861 года у Герцена сохранялась ещё надежда на освобождение крестьян «сверху», то есть царём Александром II. Либеральные колебания Герцена вызвали критику со стороны деятелей революционно-демократического движения в России.

Мощный подъём крестьянских выступлений в ответ на грабительскую реформу рассеял последние колебания Герцена. В «Колоколе» мощно звучали голоса Герцена и Огарёва. Они раскрывали глаза современникам на подлинную сущность реформы, подвергали её уничтожающей критике. Герцен с горечью писал: «О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской… Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подъячего, боишься их — и совершенно прав, но веришь ещё в царя и в архиерея.., не верь им. Царь с ними, и они его». А в статье «Исполин просыпается» Герцен прямо обращался к народу: «Доброго утра тебе — пора, пора! Богатырский был твой сон — ну и проснись богатырём! Потянись во всю длину молодецкую, вздохни светлым утренним воздухом, да и чихни — чтоб спугнуть всю эту стаю сов, ворон, вампиров…».

Огромное значение для передовой общественной мысли и освободительного движения в России имела поддержка «Колоколом» польского восстания 1863—1864 годов. Ярко обличительные статьи Герцена в «Колоколе» («Плач», «Протест», «1863», «Братская просьба к русским воинам» и др.) отражали настроения в передовых демократических кругах России, защищали польскую демократию от нападок и клеветы официальной России, от шовинистического угара, охватившего значительную часть русского общества. «Когда вся орава русских либералов, — писал В.И.Ленин, — отхлынула от Герцена за защиту Польши, когда всё «образованное общество» отвернулось от «Колокола», Герцен не смутился. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей, палачей, вешателей Александра II. Герцен спас честь русской демократии».

В 1864 году Герцен переезжает из Англии в Женеву. Не прекращается его интенсивная публицистическая деятельность в «Колоколе». Однако трудности в получении материалов из России в связи со спадом общественного подъёма и торжеством реакции привели Герцена к решению о временной приостановке издания «Колокола» (май 1867 г.). Своей главной задачей теперь он считает разработку теории. Новый этап теоретической мысли Герцена находит отражение в цикле статей «К старому товарищу». В «международных работничьих съездах» (конгрессы I Интернационала) Герцен усматривает «первую сеть и первый всход будущего экономического устройства».

Весной 1869 года Герцен окончательно переезжает в Париж, предчувствуя надвигающиеся революционные события. Но 9(21) января 1870 года смерть обрывает его жизнь. Герцен был похоронен на кладбище Пер Лашез, позже его прах был перезён в Ниццу.
213 лет назад, 6 апреля 1812 года, родился Александр Иванович Герцен – великий русский революционный ...
Рейтинг записи:
5,5 - 2 отзыва
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх