Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
137 лет назад, 13 марта 1888 года, родился Антон Семенович Макаренко - великий советский педагог и писатель.

Родился в Белополье (ныне Сумская область Украины). После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём был учителем на Украине. В 1917 году окончил Полтавский учительский институт. В 20—30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (Колония имени М. Горького) и трудовой детской коммуной имени Дзержинского в пригороде Харькова.

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 году переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования "воспитательного коллектива", Макаренко подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив ("педагогика параллельного действия") и непосредственно педагогом.

Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом "как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". Макаренко старался "проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях ("Педагогическая поэма", "Марш 30-го года", "Флаги на башнях"), художественно-теоретической "Книге для родителей", в публицистических статьях ("Воля, мужество и целеустремлённость", "О коммунистической этике", "Коммунистическое воспитание и поведение" и других), Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного.

Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Согласно позиции ЮНЕСКО (1988), Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
137 лет назад, 13 марта 1888 года, родился Антон Семенович Макаренко - великий советский педагог и ...
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх