110 лет назад, 19 февраля 1915 года родилась Валентина Яковлевна Орликова — первая женщина-капитан БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер), единственная женщина-капитан китобойного судна ("Шторм"), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
Женщина на корабле? Сегодня за этим вопросом стоит много ответов, но ни один не будет похож на: «к беде», «не место», «ни за что» или что-то в этом духе. Он даже звучать будет странно. К концу XIX века, отношение к прекрасному полу на борту перестало быть синонимом беды. А XX век не просто отправил мнения на эту тему в область морских суеверий, пословиц и поговорок, но и открыл дорогу женщинам на самое «святое святых» - некогда исключительно мужской капитанский мостик.
В истории женского «капитанства» немало имён. Но всегда среди них есть первые. Среди первых капитанов-женщин в России – капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина (1908-1999), капитан Азово-Черноморского пароходства Киса Наталья Николаевна (1908-1990). Настоящая легенда женщина-капитан Орликова Валентина Яковлевна (1915-1986) – первая и единственная женщина капитан китобойного судна, первая женщина-капитан Мурманского пароходства, первая женщина в рыбной отрасли, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
Родилась Валентина Яковлевна в старинном городе Сретенске Забайкальского края в семье служащих.
В 1918 году 3-х летняя Валентина с родителями переехала во Владивосток. Здесь выросла, окончила школу. Трудовую деятельность начала подручной судосборщика на заводе «Дальзавод». Одновременно училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщений, на вечернем отделении, окончила 4 курса.
В 1932 году семья переехала в Москву. В том же году Валентина Орликова уехала в г. Ленинград, где работала чертёжницей в конструкторском бюро Балтийского завода и училась на рабфаке кораблестроительного института. В институте окончила только 1 курс. Заболела и вынуждена была вернуться к родителям.
Работала на строительстве канала Москва-Волга, а осенью 1937 года восстановилась в кораблестроительном институте. После второго курса перевелась на судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Проходила практику на паруснике «Вега», наравне с мужчинами несла все матросские вахты, изучала штурманское дело.
В мае 1941 года успешно окончила институт, но получить диплом помешала война.
С началом Великой Отечественной войны работала штурманом-практикантом на одном из судов Балтийского пароходства.
В августе 1941 года Валентина Орликова участвовала в эвакуации из Таллинна шести тысяч раненых.
В феврале 1942 года сдала выпускные экзамены на инженера-судоводителя, получила диплом штурмана малого плавания и направление в Северное морское пароходство, город Архангельск.
С августа 1942 по октябрь 1944 года Валентина Яковлевна работала третьим помощником капитана на теплоходе "Двина", который был участником знаменитого северного конвоя, доставлявшего важные стратегические грузы в СССР. "Двина" возила в США сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
Первый дальний рейс совершила в 1942- 1943 гг. После неудачно попытки пройти Северным морским путём теплоход «Двина» с грузом марганцевой руды совершил одиночный переход в США, через Исландию и Северную Атлантику. Так как конвой из английских кораблей задерживался, было решено отправить «Двину» в одиночку, без сопровождения. Из всего оружия на борту было два пулемёта и 5 винтовок. Для того, чтобы корабль не казался беззащитной жертвой для немецких кораблей и подводных лодок, капитан принял решение соорудить муляжи корабельных орудий из дерева, одеть на них чехлы и приставить к фальш-орудиям расчёты.
В апреле-июне 1943 года на теплоходе «Двина» Валентина Орликова совершила переход Нью-Йорк — Панамский канал — Сан-Франциско — Владивосток.
В конце войны работала на линии Владивосток — США, совершила ещё три рейса. В конце 1944 года возвратилась в Балтийское пароходство. Ходила старшим помощником капитана на европейских линиях: из Ленинграда в Швецию, Норвегию, Финляндию. В начале 1945 года получила диплом штурмана дальнего плавания.
В 1946 году была переведена в Москву в Наркомат рыбной промышленности. Через год уехала на Дальний Восток. Пять лет работала капитаном китобойного судна «Шторм» в составе Курильской китобойной флотилии. Зимой буксировала «сигары» с лесом, а летом выходила на промысел.
В 1950 году за освоение этого промысла в районах Дальнего Востока награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Вот что вспоминает Нина Соловова, работавшая с ней в тот период: "Эта маленькая красивая женщина обладала на редкость твердым характером. Ее уважали за профессионализм и боялись за крутой нрав - могла так встряхнуть словом, что мало не покажется. На мостике ее еле видно было - одна голова торчала, зато так могла всех "построить", что через минуту забывали о ее небольшом росте... Одним словом, капитан от бога. "Черт в юбке", - посмеивались старые моряки, глядя на нее. В экипаже ее любили и прощали ей маленькие человеческие слабости."
В 1953 году снова вернулась в Москву, была приглашена на работу в Министерство рыбного хозяйства. Однако вскоре вернулась в море.
В 1955 году приехала в город Мурманск. Стала первой в мире женщиной-капитаном большого морозильного траулера. Поднялась на мостик БМРТ «Николай Островский». Через неделю промысла она уже самостоятельно командовала спуском-подъёмом трала. На «Николае Островском» брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше в то время редко кому удавалось. Рейсовое задание перевыполняли в полтора раза, несмотря на осенние штормы. Позднее по одному выходу сделала на БМРТ «Салтыков-Щедрин» и «Златоусте».
В сентябре 1958 года приняла траулер «Новиков-Прибой». Несколько лет ходила в море на этом траулере. Простоев и лишних переходов избегала. Не было случая, чтобы не справлялась с заданием, не выполнила государственный план, допустила аварию. Она работала творчески: осваивала новые районы лова, искала возможности увеличить производственные мощности БМРТ, внесла интересные предложения об организации перегрузки рыбопродукции в открытом море и в порту. У большинства судов имелось по два трала — рабочий и запасной. Орликова вытребовала третий, резервный, и он пригодился, когда однажды оба имевшихся раскроили о незамеченные подводные скалы. Даже холодильные камеры загружались на её судах по-иному, рациональнее.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Орликовой Валентине Яковлевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Более шести лет ходила на промысел на БМРТ «Новиков-Прибой». Последнее время водила в рейсы танкер «Пирятин». Имела авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.
Уволилась Орликова из флота 4 февраля 1966 года и возвратилась в Москву.
С 1969 вышла на пенсию — в 54 года. Но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов. Участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодёжь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов.
Награждена юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Жила в Москве.
Умерла 31 января 1986 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Рыбаки Мурманского тралового флота установили на её могиле бронзовый бюст. И сегодня в памяти ветеранов рыбного Мурмана Валентина Яковлевна Орликова не только уважаемый, сильный и уверенный капитан, но и просто неповторимая женщина: «… хрупкая, изящная, миловидная… с большими выразительными глазами… изящная внешность больше походившая для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов».
Об Орликовой был снят документальный фильмы «Валентина Орликова – единственная женщина-капитан китобойного судна», Мурманская киностудия телевидения подготовила фильм «Памяти капитана Валентины Орликовой» (1995). В 2005 году в городе Мурманске в ее честь названа улица, и на доме № 40 открыта мемориальная доска. Именем В. Я. Орликовой назван супертраулер.
Автор: Фролова О. Н., библиограф отдела краеведения.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Образование /
Назад в СССР
/
110 лет назад, 19 февраля 1915 года родилась Валентина Яковлевна Орликова — первая женщина-капитан ...
Многим читателям это понравилось

Мой характер, не сахар ...И конечно, не мёд! Может, кто-то, осудит ...Может, кто и поймёт! Я могу портить нервы ...И решать всё сама! Для кого-то, я ведьма ...А кому-то, нужна!!!
Сайт знакомств в Шугозеро с мужчинами без регистрации
Сайт знакомств онлайн в Шугозеро без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Шугозеро для брака без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Шугозеро с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Шугозеро с женщинами кому за 45 бесплатно
Сайт знакомств в Шугозеро бесплатно
Сайт секс знакомств в Шугозеро без регистрации
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 941 057 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: 19 февраля 1937 года родился Борис Карлович Пуго — советский партийный и государственный деятель. ...
Лучшие публикации