Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
110 лет назад, 19 февраля 1915 года родилась Валентина Яковлевна Орликова — первая женщина-капитан БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер), единственная женщина-капитан китобойного судна ("Шторм"), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
Женщина на корабле? Сегодня за этим вопросом стоит много ответов, но ни один не будет похож на: «к беде», «не место», «ни за что» или что-то в этом духе. Он даже звучать будет странно. К концу XIX века, отношение к прекрасному полу на борту перестало быть синонимом беды. А XX век не просто отправил мнения на эту тему в область морских суеверий, пословиц и поговорок, но и открыл дорогу женщинам на самое «святое святых» - некогда исключительно мужской капитанский мостик.
В истории женского «капитанства» немало имён. Но всегда среди них есть первые. Среди первых капитанов-женщин в России – капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина (1908-1999), капитан Азово-Черноморского пароходства Киса Наталья Николаевна (1908-1990). Настоящая легенда женщина-капитан Орликова Валентина Яковлевна (1915-1986) – первая и единственная женщина капитан китобойного судна, первая женщина-капитан Мурманского пароходства, первая женщина в рыбной отрасли, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
Родилась Валентина Яковлевна в старинном городе Сретенске Забайкальского края в семье служащих.
В 1918 году 3-х летняя Валентина с родителями переехала во Владивосток. Здесь выросла, окончила школу. Трудовую деятельность начала подручной судосборщика на заводе «Дальзавод». Одновременно училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщений, на вечернем отделении, окончила 4 курса.
В 1932 году семья переехала в Москву. В том же году Валентина Орликова уехала в г. Ленинград, где работала чертёжницей в конструкторском бюро Балтийского завода и училась на рабфаке кораблестроительного института. В институте окончила только 1 курс. Заболела и вынуждена была вернуться к родителям.
Работала на строительстве канала Москва-Волга, а осенью 1937 года восстановилась в кораблестроительном институте. После второго курса перевелась на судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Проходила практику на паруснике «Вега», наравне с мужчинами несла все матросские вахты, изучала штурманское дело.
В мае 1941 года успешно окончила институт, но получить диплом помешала война.
С началом Великой Отечественной войны работала штурманом-практикантом на одном из судов Балтийского пароходства.
В августе 1941 года Валентина Орликова участвовала в эвакуации из Таллинна шести тысяч раненых.
В феврале 1942 года сдала выпускные экзамены на инженера-судоводителя, получила диплом штурмана малого плавания и направление в Северное морское пароходство, город Архангельск.
С августа 1942 по октябрь 1944 года Валентина Яковлевна работала третьим помощником капитана на теплоходе "Двина", который был участником знаменитого северного конвоя, доставлявшего важные стратегические грузы в СССР. "Двина" возила в США сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
Первый дальний рейс совершила в 1942- 1943 гг. После неудачно попытки пройти Северным морским путём теплоход «Двина» с грузом марганцевой руды совершил одиночный переход в США, через Исландию и Северную Атлантику. Так как конвой из английских кораблей задерживался, было решено отправить «Двину» в одиночку, без сопровождения. Из всего оружия на борту было два пулемёта и 5 винтовок. Для того, чтобы корабль не казался беззащитной жертвой для немецких кораблей и подводных лодок, капитан принял решение соорудить муляжи корабельных орудий из дерева, одеть на них чехлы и приставить к фальш-орудиям расчёты.
В апреле-июне 1943 года на теплоходе «Двина» Валентина Орликова совершила переход Нью-Йорк — Панамский канал — Сан-Франциско — Владивосток.
В конце войны работала на линии Владивосток — США, совершила ещё три рейса. В конце 1944 года возвратилась в Балтийское пароходство. Ходила старшим помощником капитана на европейских линиях: из Ленинграда в Швецию, Норвегию, Финляндию. В начале 1945 года получила диплом штурмана дальнего плавания.
В 1946 году была переведена в Москву в Наркомат рыбной промышленности. Через год уехала на Дальний Восток. Пять лет работала капитаном китобойного судна «Шторм» в составе Курильской китобойной флотилии. Зимой буксировала «сигары» с лесом, а летом выходила на промысел.
В 1950 году за освоение этого промысла в районах Дальнего Востока награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Вот что вспоминает Нина Соловова, работавшая с ней в тот период: "Эта маленькая красивая женщина обладала на редкость твердым характером. Ее уважали за профессионализм и боялись за крутой нрав - могла так встряхнуть словом, что мало не покажется. На мостике ее еле видно было - одна голова торчала, зато так могла всех "построить", что через минуту забывали о ее небольшом росте... Одним словом, капитан от бога. "Черт в юбке", - посмеивались старые моряки, глядя на нее. В экипаже ее любили и прощали ей маленькие человеческие слабости."
В 1953 году снова вернулась в Москву, была приглашена на работу в Министерство рыбного хозяйства. Однако вскоре вернулась в море.
В 1955 году приехала в город Мурманск. Стала первой в мире женщиной-капитаном большого морозильного траулера. Поднялась на мостик БМРТ «Николай Островский». Через неделю промысла она уже самостоятельно командовала спуском-подъёмом трала. На «Николае Островском» брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше в то время редко кому удавалось. Рейсовое задание перевыполняли в полтора раза, несмотря на осенние штормы. Позднее по одному выходу сделала на БМРТ «Салтыков-Щедрин» и «Златоусте».
В сентябре 1958 года приняла траулер «Новиков-Прибой». Несколько лет ходила в море на этом траулере. Простоев и лишних переходов избегала. Не было случая, чтобы не справлялась с заданием, не выполнила государственный план, допустила аварию. Она работала творчески: осваивала новые районы лова, искала возможности увеличить производственные мощности БМРТ, внесла интересные предложения об организации перегрузки рыбопродукции в открытом море и в порту. У большинства судов имелось по два трала — рабочий и запасной. Орликова вытребовала третий, резервный, и он пригодился, когда однажды оба имевшихся раскроили о незамеченные подводные скалы. Даже холодильные камеры загружались на её судах по-иному, рациональнее.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Орликовой Валентине Яковлевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Более шести лет ходила на промысел на БМРТ «Новиков-Прибой». Последнее время водила в рейсы танкер «Пирятин». Имела авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.
Уволилась Орликова из флота 4 февраля 1966 года и возвратилась в Москву.
С 1969 вышла на пенсию — в 54 года. Но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов. Участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодёжь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов.
Награждена юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Жила в Москве.
Умерла 31 января 1986 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Рыбаки Мурманского тралового флота установили на её могиле бронзовый бюст. И сегодня в памяти ветеранов рыбного Мурмана Валентина Яковлевна Орликова не только уважаемый, сильный и уверенный капитан, но и просто неповторимая женщина: «… хрупкая, изящная, миловидная… с большими выразительными глазами… изящная внешность больше походившая для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов».
Об Орликовой был снят документальный фильмы «Валентина Орликова – единственная женщина-капитан китобойного судна», Мурманская киностудия телевидения подготовила фильм «Памяти капитана Валентины Орликовой» (1995). В 2005 году в городе Мурманске в ее честь названа улица, и на доме № 40 открыта мемориальная доска. Именем В. Я. Орликовой назван супертраулер.
Автор: Фролова О. Н., библиограф отдела краеведения.
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх