Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
Мстислав Всеволодович Келдыш (28 января [10 февраля] 1911 — 24 июня 1978) — советский учёный в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, один из идеологов советской космической программы. Президент Академии наук СССР (1961—1975).Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971).
Академик АН СССР[7] (1946; член-корреспондент 1943). Лауреат Ленинской премии (1957) и двух Сталинских премий (1942, 1946). Член КПСС с 1949 года. Член ЦК КПСС (1961—1978). Депутат Верховного Совета СССР VI—IX созывов.
Окончив МГУ (1931) Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял выдающийся отечественный механик С. А. Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился научный семинар Общетеоретической группы (ОТГ ЦАГИ), активным участником которого стал Келдыш.
Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 года инженером, затем — старшим инженером, начальником группы, а с 1941 года — начальником отдела динамической прочности.
Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступает осенью 1934 года в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) в Математическом институте имени В. А. Стеклова АН СССР (МИАН) к Лаврентьеву, где занимается вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 году ему без защиты присуждена учёная степень кандидата физико-математических наук, в 1937 году — степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности «аэродинамика». 26 января 1938 года защитил докторскую диссертацию на тему: «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций».
Келдышем была разработана математическая теория «флаттера», которая позволила точно определить критическую скорость флаттера (скорость его возникновения), а затем и предложить меры, исключающие это явление. Советская авиация получила надежную защиту от автоколебаний, и во время Великой Отечественной войны практически не было случаев разрушения самолётов из-за флаттера. За научные работы по предупреждению разрушений самолётов М. В. Келдыш (совместно с Е. П. Гроссманом) в 1942 году был удостоен Сталинской премии. Келдыш сумел решить проблему, создаваемую «эффектом шимми», возникшую в связи с изменением конструкции шасси при увеличении размеров и скоростей самолётов. Возникновение «эффекта шимми» часто заканчивалось аварией самолётов. Келдыш нашёл уравнение, которое позволило конструкторам полностью устранить колебания колеса. За работы, результаты которых были опубликованы в 1945 году в монографии «Шимми переднего колеса трехколесного шасси», Келдышу в 1946 году была присуждена вторая Сталинская премия
В июне 1944 года Келдыш становится заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и остается в этой должности до 1953 года. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно он возобновляет свою преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932 году. Здесь он читает лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведует кафедрой термодинамики, руководит научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 год — профессор МГУ.
Келдыш участвовал в работах по созданию советской термоядерной бомбы. Для этого в 1946 году он организовал специальное расчётное бюро при МИАН. За участие в создании термоядерного оружия Келдышу в 1956 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1946 году Келдыш был назначен начальником НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, с 1950 года стал научным руководителем этого учреждения и занимал этот пост до 1961 года.
С 1953 по 1978 год был директором Института прикладной математики АН СССР (ИПМ РАН).
Келдыш занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов. Большое значение имеют работы Келдыша, выполненные под руководством Ю. Б. Румера и связанные с решением проблемы флаттера, который в конце 1930-х годов стал препятствием в развитии скоростной авиации. Работы Келдыша в области аэродинамики больших скоростей имели важное значение для развития реактивной авиации. Келдыш также нашёл простые конструктивные решения для устранения эффекта шимми — самовозбуждающихся колебаний носового колеса шасси самолёта.
Не сразу вошёл в Совет главных конструкторов, возглавляемый С. П. Королёвым, хотя был одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем.
Стал членом команды, возглавив с середины 1950-х годов разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полётов к Луне и планетам Солнечной системы.
Руководил научно-техническим советом по координации деятельности по созданию первого искусственного спутника Земли, внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена.
Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос». Его деятельность в области космонавтики долгое время была засекречена и в газетах Келдыша называли «Теоретик космонавтики», при том, что он был известен как Президент Академии наук СССР.
За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (указ не публиковался)
М. В. Келдыш входил в первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956).
С именем Келдыша обычно связывают развитие в СССР современной вычислительной математики, он руководил работами по созданию советских ЭВМ для расчётов по атомной и ракетно-космической тематике (начиная с ЭВМ «Стрела»). Он не только руководил научным коллективом, но и лично участвовал в создании новых вычислительных методов и алгоритмов Н. Н. Боголюбов и С. Н. Мергелян отмечали, что «М. В. Келдыш лично не занимался научно-техническими проблемами конструирования новых электронно-вычислительных машин, однако роль его в становлении и развитии отечественной вычислительной техники весьма велика. … М. В. Келдыш был как бы „главным государственным заказчиком“ на разрабатываемые в нашей стране новые средства вычислительной техники». В. И. Арнольд вспоминает, что М. В. Келдыш считал нецелесообразным создание советских суперкомпьютеров, так как такие замечательные математики, как Канторович, смогли и без компьютеров вычислить всё, что было нужно для советского атомного проекта.
Келдыш был председателем Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1961—1978). Он был избран членом многих иностранных академий (в том числе Международной академии астронавтики), состоял в Совете Международной общественной премии Гуггенхеймов по астронавтике, был депутатом Верховного Совета СССР 6—9-го созывов, делегатом XXII—XXV съездов КПСС, на которых избирался членом ЦК КПСС.
Годы, когда пост Президента АН СССР занимал Келдыш, были периодом значительных достижений советской науки; в этот период были созданы условия для развития новых разделов науки — молекулярной биологии, квантовой электроники и др.
Награды СССР
Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971)
Орден Ленина (19 сентября 1945) — в связи с 25-летием существования ЦАГИ и за выдающиеся заслуги в области научно-исследовательских работ по авиации
Орден Ленина (1954)
Орден Ленина (1954)
Орден Ленина (1956)
Орден Ленина (1961)
Орден Ленина (1967)
Орден Ленина (1975)
три ордена Трудового Красного Знамени (11 июля 1943, 10 июня 1945, 1953)
Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1972)
Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР (1975)
Сталинская премия II степени (10 апреля 1942) — за научные работы по предупреждению разрушений самолетов; «Расчет самолета на флаттер», опубликованную в конце 1940 года; «Колебания крыла с упруго прикрепленным мотором» и «Изгибно-элеронный флаттер», опубликованные в 1941 году
Сталинская премия (1946)
Ленинская премия (1957)
медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1945), «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970), «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)
Мстислав Всеволодович Келдыш (28 января [10 февраля] 1911 — 24 июня 1978) — советский учёный в ...
Рейтинг записи:
5,5 - 2 отзыва
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх