Когда на всё хватает - лишнего не надо. За что Сталин любил конструктора Ильюшина.
Как я упоминал в предыдущей статье, Сергей Владимирович Ильюшин был единственным человеком в СССР, получившим целых 7 сталинских премий. Безусловно, он был выдающимся авиаконструктором и заслужил эти награды делом, но, думается мне, что Сталин любил и выделял его не только за его труды, но и за человеческие качества.
Отличительной чертой Ильюшина была его принципиальность. Под начальство не подстраивался, говорил что думал. Когда он не был согласен с решением Сталина запретить конструкторам летать, он без всяких обиняков писал Сталину: «Я с вашим решением не согласен». Когда военные требовали модифицировать его Ил-2, он упирался и звонил в Кремль: «Я конструктор этого самолета, и категорично отвечаю перед Родиной!» И вопреки всяким байкам о сталинской нетерпимости, упертого и принципиального Ильюшина Сталин любил и уважал.
Но главное, что выделяло Ильюшина среди других - он всегда думал об интересах государства (слова избитые, но в его случае это действительно так), а сам жил просто и скромно.
Вот что мы узнаем об Ильюшине из книги Ф.Чуева:
«Он стремился делать самолеты, которые быстро бы окупались, приносили максимальный доход государству, много летали и долго морально не старели, – говорит В.Н. Семенов [сотрудник ильюшинского ОКБ]. – Вот эта главная цель и определила основное направление всей нашей работы».
Он не раз повторял, что страна наша богатая, но не расточительная, и у нее много неотложных расходов. Мы можем сделать дорогой самолет, и промышленность будет его строить, но это останется на нашей совести. Если мы сможем сделать такой же самолет, но хоть немного дешевле, мы обязаны это сделать. Хорошая конструкция – это конструкция дешевая, а дешевая – значит, простая, но не примитивная...
Понимая, что никакими распоряжениями добиться желаемой простоты невозможно, он, не жалея сил, прививал конструкторам вкус к простому решению, ценил такие решения и давал советы, как этого надо добиваться. Простая конструкция, говорил он, это малодетальная конструкция, и детали ее выполнены методом литья, штамповки, прессования.
...Его за глаза называли Хозяин, и это не случайно. Он берег карандаш, лист бумаги, берег время сотрудников. Такое же отношение к производству, к самолету.
...Терпеть не мог роскоши, швыряния деньгами и жил замечательно скромно.
В правительстве обсуждался вопрос, что такие люди, как Ильюшин, должны жить на полном государственном обеспечении. Он отверг это.
И на работе было так же: "Зачем нам двухэтажное здание? Мы и в одноэтажном поместимся! Что вы, ребятушки, обойдемся, это же денег стоит!"
Мало кто на его месте так поступал. А ведь это было, когда и авиация была в почете, и он был самый уважаемый в стране конструктор».
Надо сказать, что такой рачительный подход к делу и то, что он не пользовался своим высоким положением, многим работникам казалось странным:
«Ильюшин на деле претворял в жизнь известный потом лозунг „Экономика должна быть экономной“. Он экономил на всем, – говорит А.В. Шапошников. – Когда я стал директором завода, я заимел огромный зуб на Ильюшина, потому что у нас не было летной базы в Жуковском, стоял один фиговенький сарай. А у Туполева дворцы. Почему Ильюшин ничего этого не сделал? Что ему стоило снять трубку и сказать Сталину, зная, насколько, мягко говоря, напорист в этом отношении Туполев?
Сейчас нам ставят в укор то, что туполевская фирма в два раза больше, чем наша. А Ильюшин всю жизнь гордился, что имел людей в четыре раза меньше, чем у Туполева, выполнял не меньше интересных и сложных заданий, и самолеты строил не хуже. Об этом забывают".
Он говорил: я государственный человек, и главный наш девиз: "Малыми силами – большие дела!"»
Но дело, как вы понимаете, тут не в скупости. Логика Ильюшина проста: если у него хорошая квартира, а денег на всё хватает, то зачем ему еще и полное гос. обеспечение? Если его конструкторское бюро строит лучшие в мире самолеты в нынешних условиях, то зачем ему раздувать штат и строить дворцы?
«Не надо», - говорил Ильюшин. Потому что превыше всего интересы государства, а лишние преференции и льготы - ни к чему.
И даже деньги с тех самых сталинских премий, которых он получил больше всех в истории, он тратил, например, так (пусть мелочь, но всё же):
«Просят избиратели [Ильюшин по совместительству был депутатом], детей устраивал в санаторий и свои деньги давал на дорогу.
Во время войны подойдет, детям конфет передаст. Когда в Дилялево приезжал после войны, обязательно скупал все, что можно скупить не на карточки, привозил деревенским ребятишкам».
Или так (из открытого письма Сталину, опубликованного в газете «Известия»):
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить и уничтожить немецко-фашистские банды, я внёс в Московскую областную контору Госбанка 75 000 рублей и 1 февраля 1943 года внесу ещё 35 000 рублей на строительство авиасоединения "Москва"».
Эх, читатель, нам бы сейчас таких руководителей. Но вот только капитализм таких не производит. А если говорить точнее, капитализм производит антиильюшиных, которые при любом удобном случае хапают как можно больше, и которым всегда мало. Расскажи этим людям, что надо жить как Ильюшин, они только рассмеются в ответ. Хотя они, со всеми своими яхтами, дворцами и футбольными клубами, и ногтя его не стоят.
В этой статье я привел лишь малую часть эпизодов, характеризующих Ильюшина как человека. В книге Ф.Чуева его личность раскрывается куда полнее, и я надеюсь, читатель, что ты ее прочитаешь. Подытожить же разговор об Ильюшине я хотел бы вот этой цитатой:
«Не был он человеком Чего Изволите. Он был лидер, и его организация напоминала модель крепкого государства. Потому и государство было мощным, что оно состояло из таких цементирующих организаций. Сам Ильюшин, как и Сталин в масштабе страны, работал больше других, был примером для других – не отнимешь. И разговаривал одинаково и с уборщицей, и с премьер-министром...»
Уважение выдающемуся советскому человеку Сергею Ильюшину. В завершение добавлю, что у меня до знакомства с его биографией уже была к нему стойкая симпатия, которую я вынес из знакомства с его фотографиями. Это, конечно, субъективное, но... посмотрите на Ильюшина. По-моему, что-то чёткое и принципиальное - цепляющее глаз - в нем определенно есть.
_____
Источник: Чуев Ф. «Ильюшин».
Автор: Дмитрий Голубов
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Образование /
Назад в СССР
/
Когда на всё хватает - лишнего не надо. За что Сталин любил конструктора Ильюшина. Как я упоминал в ...
Назад в СССР
Многим читателям это понравилось
Интим знакомства Каменищи
Сайт знакомств Каменищи с мужчинами бесплатно
Сайт знакомств Каменищи с женщинами кому за 35 без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Каменищи для серьезных отношений и брака бесплатно
Сайт знакомств Каменищи с девушками с номерами телефонов бесплатно
Сайт знакомств онлайн Каменищи для взрослых бесплатно
Сайт знакомств Каменищи без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 097 083 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Александр Голованов о знакомстве со Сталиным
Лучшие публикации