Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
Григорий Львович Зискин (05.01.1915 — 04.04.1999) — советский химик, изобретатель, лауреат Сталинской премии за создание бронестекла (1943).
Окончил Ленинградский химико-технологический институт и работал там же, с 1939 г. зав. лабораторией органического синтеза.

В декабре 1941 г. вместе с лабораторией эвакуировался в Челябинск, назначен главным инженером и начальником цеха завода К-4. В 1942 г. под его руководством создано прозрачное пуленепробиваемое стекло «сталинит», из которого изготавливали бронекозырьки для самолётов и танков. В 1947—1948 гг. было освоено производство оргстекла, стойкого к радиоактивному излучению.

В 1965—1986 гг. директор завода «Оргстекло» (бывший К-4).

С 1986 г. на пенсии.
Награды и звания
Награждён орденом Дружбы народов, двумя орденами Трудового Красного Знамени (первый — 17.11.1943), орденом Октябрьской революции и медалями.
**
Своё изобретение Григорий Зискин сделал в 1939 году, будучи сотрудником секретной лаборатории в родном Ленинграде. Ему было 24. К тому времени в СССР уже освоили выпуск органического стекла, в основу которого был положен метиловый эфир метакриловой кислоты. Стекло было небьющимся, ему можно было придавать любую форму, нагревать уже готовое изделие, вытягивать в размерах. В лаборатории задумались: а нельзя ли сделать так, чтобы оно выдерживало удар пули и стало бы незаменимым для военной авиации. Зискин предложил идею «пирога». Ближний к пилоту слой — оргстекло, далее прозрачная плёнка (в роли клея). И наконец, внешний слой из закалённого стекла (сталинита). Он-то и гасил ударную силу пули или снаряда, оставляя на поверхности трещины. При этом часть из оргстекла оставалась неповреждённой.
Как следует из материалов полигонных испытаний в июне 1941 г., на обстрел пулями типа Б­30, серийное прозрачное бронестекло завода К­4 толщиной 64 мм обеспечивало полную тыльную прочность при обстреле с дистанции 100 м при углах встречи 40° и выше. Так, лобовые бронестекла фонаря кабины пилота Ил­2 выдерживали три попадания бронебойной пули Б­30 под углом встречи 40°. При каждом попадании разрушалась одна таблетка, но сквозного пробития не было. При попадании одной пули в прозрачный бронезаголовник толщиной 55 мм под углом встречи 0° разрушились две таблетки, но тыльная прочность комплекта брони сохранилась полностью. Получалось, что пулестойкость 64 мм бронестекла соответствует 8 мм стальной брони 150 кг/мм2.
Но серийное производство авиаброни запустить не успели. Началась война. Было принято решение эвакуировать специалистов лаборатории и завода «К-4» в Челябинск. В декабре 1941-го исхудавшего Зискина вывезли на самолёте, город уже несколько месяцев был в кольце врага. В соответствии с постановлением ГКО № 99 от 11 июля 1941 года завод «К-4» НКХП был эвакуирован на площадку местного дрожжевого завода и завода безалкогольных напитков. На Урал успели отправить только техническую документацию, металлообрабатывающие станки, шесть инженеров и пять рабочих. Поэтому завод (проектная мощность 700 т органического стекла в год) пришлось создавать практически с нуля. В начале 1942-го начали обучение сотрудниц, большинство из которых ещё вчера ходили в школу. Плёнку, соединяющую сталинит и оргстекло, вымачивали в спецрастворе, затем её надо было так наложить, чтобы ни единого пузырька не возникло. Иначе — брак. Учились быстро. И если на первых порах на заводе выпускали 14 комплектов авиаброни в сутки, то в конце войны — уже 276.
В 1946 году за своё изобретение химик получил Сталинскую премию. В Ленинград так и не вернулся. Завод в Челябинске стал его судьбой: в 1965-м Зискина назначили директором, и он проработал в этой должности до 1986-го. Его удивительную деликатность отмечали все — голос не повышал, ненормативную лексику не использовал. В столовой обедал в общем зале и, как все, стоял с подносом в очереди.
После войны завод выпускал стекло для нужд гражданской авиации. На заводе выпускалось и уникальное оргстекло толщиной 300 миллиметров для глубоководного аппарата «Мир», по­гружавшегося на глубину до 6 тыс. метров. Оно же использовалось для экранов на производстве атомных установок, поскольку хорошо «гасило» радиацию. Одновременно выпускались и детские ванночки, которые мигом расходились в магазинах. Секретность с завода сняли только в 1964-м.
Григорий Львович Зискин (05.01.1915 — 04.04.1999) — советский химик, изобретатель, лауреат ...
Рейтинг записи:
5,5 - 2 отзыва
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх