Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
Свой 102-й день рождения отмечает жительница г. Архангельска, участница Великой Отечественной войны, фронтовая медсестра Уткина (Аксеновская) Любовь Никифоровна.
Родилась Любовь Никифоровна 13 декабря 1922 года в деревне Белозабавской Красноборского района Архангельской области в бедной семье. Семья была многодетной, в школу приходилось ходить пешком за 20 километров, поэтому старшая сестра забрала девочку к себе в Архангельск, в поселок 23-го лесозовода. Здесь Люба окончила семилетку и поступила в фельдшерско-акушерскую школы в Маймаксе, получив среднее образование. Собиралась стать врачом.
Когда грянул 1941-й год, Любовь Уткина только-только пополнила ряды молодых специалистов: на руках – диплом медсестры и опыт работы в архангельском госпитале. Девушка посвятила свои юные годы службе в медсанбате – спасала раненых всю войну.
В 1943 году Любовь Никифоровна только начала проходить практику в больнице, когда ее вместе с группой медсестер-выпускниц призвали на фронт. Приехали в Ленинград, в составе медицинского резерва ждали распределения.
- Нас распределяли в Ленинграде, из Архангельска было 6 человек, и всех разъединили по разным профилям. Госпиталей было очень много: один, например, специализировался на повреждениях конечностей, второй – на инфекционных заболеваниях, третий был терапевтический. У нас был самый сложный профиль – ранения в грудные клетки, животы и челюстные, - рассказывает Любовь Никифоровна. – Было очень тяжело, много раненых, мы выхаживали их, кормили. Вы знаете, нам даже некогда было определять группы крови, поэтому мы переливали только первую, все ждали, когда самолет прилетит с первой группой. Конечно, погибло наших солдат очень много, хоронили их в одну могилу. Но много жизней удалось спасти, и бойцы возвращались в часть.
Из Ленинграда Любовь Уткину отправили на Карельский фронт – под Псков, в 93-й хирургический полевой подвижной госпиталь. Медчасть располагалась в лесу, палаты для раненых обустраивались в землянках. Через полгода госпиталь передислоцировали на Карельский перешеек.
– Бои шли страшные, кровопролитные. Мы не спали по два, три, пять дней. Бывало, делаем операцию – вражеский обстрел, врач убит. Страшно было и жалко. И себя, и солдат, которые умирали на наших руках, – вспоминает Любовь Никифоровна.
В 1944 году госпиталь направили на 2-й Белорусский фронт. Туда Любовь Никифоровна прибыла в звании сержанта медицинской службы. В госпитале лежали только тяжелораненые, всех остальных «латали» и отправляли обратно на фронт. «Ходить можешь – возвращайся на войну».
Началось освобождение Польши, наша армия продолжала победоносное наступление, а госпитали продолжали принимать раненных:
- Если удастся часика два поспать за весь день, то это просто счастье. Медсестры требовались везде: в операционных, перевязочных, палатах. Думали мы тогда только об одном: скорее бы войне конец. – говорит Любовь Никифоровна.
Накануне Победы медицинскую часть под руководством майора медицинской службы Шаламова отправили в Германию, в город Пренцлау, что в 100 километрах от Берлина. Любовь Уткина вспоминает, что в немецком госпитале, где они расположились, кровати были аккуратно застелены, в операционных остался весь медицинский инструментарий, а из подвала исходил жуткий трупный запах. Отступая, немцы расстреляли всех раненых.
– В Германии нас так поразила чистота! Война только закончилась, а у них уже все прибрано, даже деревья побелены: по одну сторону от дороги росли груши, по другую – яблони. Было очень жарко, воду мы покупали. Немцы нас встречали хорошо, улыбались, радовались, Гитлера ругали. Просили нас, медсестричек, оставаться. Многие и оставались сверхсрочно, больше всего те, кто из Ленинграда, знали, что там голод, не выжить. А вот поляки даже после Победы проклятьями сыпали, кирпичами кидали в русских, – рассказывает Любовь Никифоровна.
Любовь Уткина служила на Ленинградском, Волховском и 2-м Белорусском фронтах. Со своим госпиталем медсестра дошла до Берлина и даже запечатлела свое имя на Рейхстаге.
- Мы стояли сначала в Польше, потом в Германии – городе Бреслау. А когда кончилась война, то 22 июня 1945 года поехали на экскурсию в Берлин своим госпитальным автобусом. Город был весь разбит, только окраины целы да бронзовые лошади на Рейхстаге. Мы, конечно, хотели там расписаться, но места уже не было. А начальник госпиталя говорит: «Сотрите и напишите свою фамилию, потом вспоминать будете!». Мы так и поступили, а у меня тогда была фамилия длинная – Аксеновская, - улыбается Любовь Никифоровна. – Наши солдаты наспех сделали деревянную лестницу, так мы несколько метров по ней ползли, чтобы расписаться мелом на лошадях. А потом фотографировались всей группой. На память.
Несмотря на все тяготы, которые обрушились на плечи девушки во время службы, Любовь Уткина вспоминает и радостные моменты. Так, сестричек отпускали на танцы, не обделяли вниманием девочек и раненые. Ну а самым ярким событием, конечно, стал День Победы.
- День окончания войны был очень радостным. Мы все собрались, накрыли на улице стол, это уже было в Германии. Наши солдаты у немцев на складах нашли много водки. Все от радости кричали, что война наконец-то кончилась! – вспоминает ветеран.
Из наградного листа Любови Никифоровны:
Медаль "За боевые заслуги" (1 августа 1945 года):
"Младшая медицинская сестра госпитального отделения старший сержант Аксеновская Л.Н. в действующей армии с 1941 года, в госпитале с апреля 1945 г.
В период обеспечения боевых операций на Карельском перешейке по снятию вражеской блокады г. Ленина своим неутомимым трудом по уходу за ранеными, своим чутким и внимательным отношением к ним, выходила и возвратила в строй не одну сотню закаленных в боях воинов".
Демобилизовалась Любовь Уткина лишь в ноябре 1945-го – полгода служила в госпитале в Германии. Объясняет: не отпускали, слишком много было раненных. Ей было 22 года. Вспоминает, как шла по хрупкому льду с другого берега реки, где раньше находился вокзал. Шла осторожно, медленно. И слушала тишину.
Спустя время в Архангельске Любовь Никифоровна вышла замуж за фронтовика, но уже через десять лет овдовела. Свою послевоенную жизнь Любовь Никифоровна тоже связала с медициной: вернувшись в родной город, она устроилась медсестрой в 9-ю горбольницу в Маймаксе, оттуда и вышла на пенсию. Подрабатывала медсестрой в детском саду. Радостно вспоминает, как много и часто ездила отдыхать.
– Я много, где побывала. Двоюродная сестра у меня жила в Ленинграде, к ней ездила. Давали бесплатные путевки – в Кисловодск раз шесть ездила. В Северном Крыму тоже отдыхала. Июль и август с детьми проводила в Сухуми в качестве медицинского работника. В Грузии была в санаториях. Нарзанные ванны принимали и «Нарзан» пили. Силы были, здоровье было. Может за счет этого и живу так долго, что надоело уже, – говорит Любовь Никифоровна в сердцах.
Родственников у Любови Уткиной когда-то было много, а теперь – кто разъехался, а больше умерли. Ухаживает за старушкой племянница. Несколько лет назад ветерану дали однокомнатную благоустроенную квартиру, здесь и живут. На лето в деревню уезжают, если здоровье позволяет.
За участие в Великой Отечественной войне Любовь Никифоровна награждена медалями «За боевые заслуги» (01.08.1945) и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В послевоенной время награждена медалью Жукова, многими юбилейными медалями, знаком «Фронтовик 1941-1945», а в 1985 году, в честь 40-летия Победы – орденом Отечественной войны II степени (06.04.1985).
В начале июня 2020 года на здании Архангельского медколледжа появился стрит-арт с изображением медсестры полевого госпиталя – Уткиной Любови Никифоровны. В качестве сюжета выбрали реальный эпизод из военного прошлого Любови Уткиной.
Желаем Любови Никифоровне крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Рейтинг записи:
5,5 - 12 отзывов
Нравится11
Поделитесь записью с друзьями
Василий Василий
судя по наградам много раненных с поля боя вынесла уважаем
Наверх