31 октября 1943 года постановлением ГКО № 4479сс еще до создания опытного образца на вооружение Красной Армии был принят танк ИС-122 (ИС-2). Это был исключительный случай в истории, но поспешность в принятии Сталиным такого решения была обусловлена острой военной необходимостью.
Уже на этапе создания тяжёлого танка ИС-1 (ИС-85), и позднее, после подведения итогов Курской битвы, стало ясно, что для эффективной борьбы с новыми бронетанковыми средствами противника необходимо более мощное танковое орудие, чем даже новая 85-мм танковая пушка Д-5. На требование наркома танковой промышленности В.А. Малышева сделать технику врага на поле боя неполноценной, главный конструктор КБ завода №9 НКВ Ф.Ф. Петров предложил установить ствол пушки А-19 в тяжелый танк с применением укороченной люльки в форме цилиндрической направляющей обоймы, противооткатных устройств и подъемного механизма отработанных при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С.
Дополнительным основанием для предложения КБ завода №9 являлся опыт, наработанный при выполнении постановления ГКО №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны» от 15 апреля 1943 года. Тогда артиллерийские конструкторы разработали и изготовили опытный образец тяжелого противотанкового орудия «122-мм пушка Д-2 (А-19 облегченная)». Д-2 отличалась от 122-мм корпусной пушки А-19 образца 1931/37 года тем, что имела лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 года и, следовательно, значительно сниженный боевой вес, а также малую длину и силу отката. Пушка имела литой Т-образный дульный тормоз (считалось, что такая форма дульного тормоза значительно уменьшит демаскирующий эффект при выстреле за счет направления тормозящих струй газов параллельно земле).
Пушка Д-2 удовлетворительно прошла заводские испытания, была рекомендована для принятия на вооружение, но всё же отклонена комиссией НКО из-за наличия дульного тормоза, дававшего при мощном заряде «большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем». Предложение Петрова было горячо поддержано заместителем наркома танковой промышленности Ж.Я. Котиным, совмещавшего при этом должности директора и главного конструктора Опытного танкомоторного завода №100 НКПТ, где в это время полным ходом шли испытания танка ИС-85.
10 августа 1943 года Ж.Я. Котин послал на завод №9 официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Поскольку 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью, а башню танка переконструировать не требовалось, эскизный проект компоновки 122-мм орудия в башне танка ИС был выполнен всего за 10 дней. Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, В.А. Малышев поддержал проект нового танка с 122-мм пушкой, получившего обозначение ИС-122 («Объект 240») и, заручившись поддержкой Д.Ф. Устинова, доложил И.В. Сталину о его преимуществах.
Вождь счел приведённые доводы разумными и постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, ешё до создания опытного образца танк ИС-122 был принят на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением НКВ и заводу №9 предписывалось к 11 ноября 1943 года изготовить и предъявить на испытания стрельбой опытный образец 122-мм танковой пушки («А-19 танковая») с поршневым ручным затвором, а к 1 января 1944 года начать валовый выпуск этого орудия, оснащенного горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Техуправление ГБТУ и завод №100 к 27 ноября 1943 года должны были изготовить и испытать опытный образец ИС-122 и тогда же начать серийный выпуск этого танка.
Первый образец пушки «А-19 танковая» (А-19Т, она же «Д-2 танковая» или Д-2-5Т) с поршневым затвором и начальной скоростью снаряда 781 м/с изготовили 12 ноября — в исключительно удачную люльку 85-мм танковой пушки Д-5Т установили несколько укороченный ствол опытной пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки. Чтобы уменьшить нагрузку на танк при выстреле (дульная энергия 122-мм пушки более чем в 2 раза превышала дульную энергию 85-мм пушки), с орудия Д-2 позаимствовали и дульный тормоз.
Государственные испытания опытного танка ИС-122 (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин), являвшегося по сути эталонным ИС-85 с установленным на него орудием Д-2-5Т, прошли быстро и в общем успешно, если не считать случая, когда во время первого же выстрела, Т-образный дульный тормоз пушки разорвало и, согласно широко распространенному мифу, разлетевшимися осколками едва не задело К.Е. Ворошилова, присутствовавшего при этой стрельбе. В отношении двигателя, трансмиссии, ходовой части и остального оборудования танк ИС-122 не отличался от танка ИС-85. Их скорости движения, запасы хода и способность преодолевать препятствия остались практически одинаковы (для ИС-122 некоторые из этих показателей сохранялись только при условии разворота башни орудием на корму).
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Образование /
Назад в СССР
/
31 октября 1943 года постановлением ГКО № 4479сс еще до создания опытного образца на вооружение ...
Назад в СССР
Рейтинг записи:
5,5
- 5 отзывов
Многим читателям это понравилось
Знакомства Мирный, Архангельская область для брака без регистрации
Знакомства Мирный, Архангельская область с мужчинами бесплатно
Знакомства Мирный, Архангельская область кому за 40 бесплатно
Знакомства Мирный, Архангельская область с номерами телефонов без регистрации
Секс знакомства Мирный, Архангельская область без регистрации
Знакомства онлайн Мирный, Архангельская область без регистрации
Знакомства Мирный, Архангельская область без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 071 194 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: «Советский экран», 1980 №12
Лучшие публикации