Верников Яков Ильич
Штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт), гвардии капитан.
Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск Калужской области. Еврей. С 1921 жил в Смоленске. Окончил 10 классов школы. Занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1938 году окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком-инструктором.
В армии с октября 1938 года. В мае 1940 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация) в Белоруссии.
С июля 1941 года Я.И.Верников участвовал в Великой Отечественной войне в составе 234-го истребительного авиационного полка, который входил в состав Западного фронта ПВО. В этом полку Яков Ильич прошёл должности лётчика, заместителя командира авиаэскадрильи, командира авиаэскадрильи. С апреля 1944 года – штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт). Войну закончил помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе.
За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии капитану Якову Ильичу Верникову 18 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5294).
Всего за время войны совершил 424 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 в паре с ведомым.
С февраля 1946 года – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С июля 1966 по 1975 годы – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания пассажирского самолёта Ил-62М. Участвовал в испытаниях самолётов Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1972 году провёл испытания системы дозаправки в воздухе самолёта Ил-38 (в том числе – ночью).
В 1975 году установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на самолёте Ил-76.
С декабря 1975 года генерал-майор авиации Я.И.Верников – в запасе. За время лётной работы он освоил около 140 типов самолётов и планеров.
С июня 1976 года работал в ОКБ А.С.Яковлева, вначале – заместителем начальника лётно-испытательного комплекса, а в 1979-1985 годах – исполняющим обязанности начальника лётно-испытательного комплекса. С августа 1985 года – ведущий инженер по лётным испытаниям. В июне 1988 года Я.И.Верников ушёл на пенсию.
Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы жизни - в Москве. Умер 30 сентября 1993 года. Согласно его завещанию, был похоронен в Жуковском на Быковском кладбище.
На родине, в городе Спас-Деменск Калужской области, в Аллее Славы установлен обелиск.
Генерал-майор авиации (1971). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды и 13 медалями.
С приходом в Лётно-исследовательский институт, расположенный в подмосковном городе Жуковский, Я.И.Верников принимает участие в испытаниях немецкого трофейного реактивного самолёта «Мессершмитт-163» (в планерном варианте), отечественного реактивного самолёта Як-15.
Вскоре Яков Ильич становится признанным мастером испытаний на штопор: он проводит испытания на штопор первого отечественного реактивного самолёта МиГ-9 (в 1948 году) и испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор (в 1949-1950 годах). 16 апреля 1949 года Я.И.Верников выполняет первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2»), а в 1949-1950 годах совместно с С.Амет-Ханом проводит его заводские испытания. В 1949-1950 годах Я.И.Верников участвует в полётах по отработке системы заправки самолёта Ту-4, первым проводит заправку ночью.
Уже в декабре 1948 года ему присваивается 2-й, а в декабре 1950 года – 1-й класс лётчика-испытателя.
В 1951 году Я.И.Верников совместно с В.А.Комаровым проводит испытания самолёта СЕ, созданного на базе МиГ-15. На этой летающей лаборатории были увеличенные вверх киль и руль, а также более жёсткое крыло чуть большей площади. На самолёте МиГ-17Ф Я.И.Верников одним из первых в стране достиг скорости звука в горизонтальном полёте. 5 октября 1952 года Я.И.Верников выполнил первый полёт на самолёте «150» немецких конструкторов и в 1952-1953 годах провёл его испытания.
Во второй половине 1950-х годов Я.И.Верников активно сотрудничает с ОКБ О.К.Антонова. В частности, он выполняет первые полёты на Ан-8 (11 февраля 1956), Ан-10 (7 марта 1957), Ан-12 (16 декабря 1957) и проводит их заводские испытания. В 1958-1959 годах Яков Ильич проводит испытания Ан-10 и Ан-12 на критических режимах и на больших углах атаки.
20 сентября 1960 года Якову Ильичу Верникову было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (№ знака – 21).
В 1962 году Я.И.Верников участвует в испытаниях самолёта дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126.
4 июля 1975 года на самолёте Ил-76 экипаж под командованием Я.И.Верников установил 4 мировых авиационных рекорда: высоты полёта с грузом 60, 65 и 70 тонн (равную 11.875 метрам) и максимального груза, поднятого на высоту 2.000 метров (70.121 кг). За установление этих рекордов, в 1975 году Я.И.Верникову было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
По материалу сайта Герои страны
Получить
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 284 794 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: 31 октября 1953 года - состоялась премьера художественного фильма «Майская ночь, или Утопленница». ...
Лучшие публикации