Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
Маршал Василевский: "забота обо мне Сталина трогала до глубины души".

Маршал Василевский в разное время занимал должность начальника Генштаба, министра Вооруженных сил СССР, а также исполнял обязанности представителя Ставки в войсках (во время войны). Многие годы он находился в непосредственном подчинении у Сталина, и у него сложилось вполне определенное представление о стиле отношений Верховного с подчиненными. Важнейшая составляющая этого стиля – забота о людях.

В данной статье я приведу соответствующие эпизоды из воспоминаний Василевского, которые показывают, как лично о нем заботился Сталин.
Итак, эта забота проявлялась самыми разными способами. Например, товарищ Сталин беспокоился о здоровье Василевского и потому, в напряженные военные годы, заставлял его отдыхать:
«В октябрьские дни битвы за Москву Сталин сам установил для меня отдых от 4 до 10 часов утра и проверял, выполняется ли это его требование. Случаи нарушения вызывали крайне серьезные и в высшей степени неприятные для меня разговоры».

Также товарищ Сталин старался создать комфортные бытовые условия для Василевского и его семьи:
«Во время очередного доклада Верховному Главнокомандующему в один из последних мартовских дней 1942 года, когда я остался один с ним в кабинете, он спросил:
— Вы возвратили семью из эвакуации, а где живет она?
— Мне предоставлена отличная квартира на улице Грановского,— ответил я.
— А где вы отдыхаете, когда имеется возможность? — продолжал И. В. Сталин.
— Там и отдыхаю, а чаще в Генштабе, в особняке Ставки, рядом с моим кабинетом имеется приличная комната отдыха, там и сплю.
— А у вас за городом дачи нет? — спросил И. В. Сталин.
— Последние два предвоенных года семья и я пользовались в летние месяцы дачей Наркомата обороны в Краскове, но мне из-за работы и тогда приходилось бывать там редко, так как далеко от Москвы,— ответил я.
Буквально через несколько дней я с женой Екатериной Васильевной получили предложение осмотреть дачу, а затем в тот же день получил и ключи от дачи в Волынском, на берегу речки Сетунь, в 15 минутах езды на автомашине от Генштаба и Кремля и совсем вблизи от дачи И. В. Сталина. Хороший домик, окруженный зеленью, очень понравился мне, не говоря уже о жене и сыне».

Порой товарищ Сталин выступал не в роли начальника, а скорее в роли старшего товарища для Василевского. Узнав, что Александр Михайлович не общается с родителями (его отец был попом) из-за запрета секретаря партийной организации, Сталин посоветовал Василевскому немедленно восстановить связь с родными и систематически помогать им деньгами. Очевидно, что после этого разговора тот самый секретарь больше подобных запретов не выносил. Василевский же был благодарен за проявленную заботу и наладил отношения с родителями.

Что касается непосредственно рабочих отношений. Во время Великой Отечественной войны Василевский, как и многие советские военачальники, работал не жалея себя, и товарищ Сталин это ценил:

«В конце октября[1941 г.] во время одного из телефонных разговоров И. В. Сталин спросил, не смог ли бы я написать постановление о присвоении очередного воинского звания одному из генералов. Я ответил согласием и спросил, о присвоении какого звания и кому идет речь, совершенно, конечно, не подозревая, что будет названо мое имя. Услышав свою фамилию, я попросил освободить меня от выполнения этого поручения. Сталин, шутя, ответил:
— Ну хорошо, занимайтесь своими делами, а уж в этом мы как-нибудь обойдемся и без вас.
Поблагодарив за такую высокую оценку моей работы, я поинтересовался, можно ли отметить также и заслуги моих прямых помощников, не менее меня работающих в столь напряженное время. Сталин согласился с этим предложением и обязал меня сообщить А. Н. Поскребышеву, кого и как следует отметить. 28 октября 1941 года постановлением СНК СССР четверым из нашей оперативной группы были присвоены очередные воинские звания: мне — генерал-лейтенанта, А. Г. Карпоносову, В. В. Курасову и Ф. И. Шевченко — генерал-майора.
Это внимание, проявленное к нам, тронуло нас до глубины души».

Товарищ Сталин верил в способности Василевского больше, чем сам Василевский. В июне 1942 г. он назначил его на должность, которой сам Василевский считал себя недостойным - должность начальника Генштаба. Автор пишет:

«И. В. Сталин остановился на моей кандидатуре. Я, как и всякий раз при подобных разговорах, просил этого не делать. Я отказывался от этого назначения потому, что искренне считал себя не подготовленным для этой роли, тем более в условиях той сложной военной обстановки… я отлично понимал, что подбор кандидата на должность начальника Генерального штаба является исключительно серьезной проблемой и что далеко не каждый, даже более подготовленный и опытный военачальник, чем я, может с ней справиться…
Несмотря на все мои, казалось бы, столь настойчивые и убедительные просьбы, 26 июня 1942 года приказом Ставки я был утвержден в должности начальника Генерального штаба».

Спустя еще год, к удивлению Василевского, Сталин присвоил ему звание маршала:
«…16 февраля 1943 года был опубликован крайне неожиданный для меня Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении и мне воинского звания "Маршал Советского Союза". Он был внезапен для меня хотя бы уже потому, что звание генерала армии я получил лишь месяцем ранее. Откровенно говоря, такую оценку моего труда… я считал чрезмерно высокой».

Резюмировать отношение Сталина к Василевскому можно следующими словами автора воспоминаний:
«На протяжении всей своей работы с И. В. Сталиным, особенно в период Великой Отечественной войны, я неизменно чувствовал его внимание, я бы даже сказал, чрезмерную заботу, как мне казалось, далеко мной не заслуженные».

Не соглашусь с маршалом, все-таки отношение к нему Сталина было заслуженным. Александр Михайлович Василевский был прекрасным военачальником, в истории Второй мировой войны тому достаточно подтверждений. Просто вместе с тем он был скромным человеком, в грудь себя кулаками не бил и сам за званиями не лез. Товарищ Сталин ценил таких людей.

Да, после XX съезда КПСС Василевский не проявил должной твердости и занял эдакую «промежуточную» позицию: и за Сталина, и в тоже время против «культа личности», но это уже тема для отдельного разговора. У Сталина же, когда он был жив, были все основания относиться к Василевскому хорошо.

Ну и в завершение нужно напомнить, что во всем описанном нет ничего необычного. Товарищ Сталин всегда заботился о людях, мемуары многих его современников это подтверждают.

Сомневаетесь? Читайте, и да прибудет с вами знание.

Автор: Дмитрий Голубов
Маршал Василевский: "забота обо мне Сталина трогала до глубины души". Маршал Василевский в ...
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх