Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Востоные танцы
Востоные танцы
Специфика исполнения таксима

Краткий конспект мастер-класса Ясмин.

Выделяются следующие таксимы: самый частый таксим – одно соло и смешанное соло – когда к соло в качестве аккомпанирующего добавляется еще один или два инструмента. Один музыкант исполняет партию соло, другой – аккомпанемент. Для таксимов в арабской музыке используются множество разных ритмов. Короткий таксим – на 8 тактов. Он зацикленный: верхняя часть соло разнообразна, а ритм постоянный. Следующий ритм – длинный, на 11 тактов. Еще один длинный таксим – на 17 тактов. По сути, он идет на 16 тактов – две восьмерки, но последний такт удлиняется.

Специфика исполнения таксима. Можно протанцовывать и соло, и ритм. Но на одном только ритме, так как он постоянный, танцевать неинтересно. Ориентируясь на соло, можно параллельно акцентами подчеркивать думы, делая удары, резкие движения. Потому что соло – это пластика. Египетский стиль как раз и отличается тем, что танец исполняется на музыку, а не на ритм. Именно поэтому этот стиль и считается самым чувственным. По идее, на ритм можно вообще не обращать внимания, но когда идет смешанный таксим, то будет намного интереснее и выигрышнее его подчеркивать. Зрители увидят, что танцовщица умеет слушать и протанцовывать музыку и в искусстве владеет своим телом. Это отражение индивидуальности в музыке, умения ее понимать и обыгрывать.

Но необходимо учитывать яркость аккомпанемента. Он может быть или ниже на несколько тонов, или точно такой же по насыщенности, как соло, а может быть соло громкое – а ритм совсем низкий и тихий. Тогда лучше на него внимания не обращать. Когда соло с аккомпанементом идут вровень – лучше его подчеркнуть. Даже когда ударные с сольной партией на одном уровне звучания, все равно они ухом воспринимаются лучше, и если танцовщица будет протанцовывать соло, то зрителю может показаться, что она просто не слышит музыку.

Есть еще один нюанс: исполнение таксима под живую музыку. Ведь любой музыкант может сбиться, задуматься – что и говорить, раз даже на качественных дисках встречаются ошибки в таксимах. Но танцовщица всегда должна быть внимательна. Сложность в выступлении под живую музыку в том, что нужно прочувствовать музыку и исполнить танец именно так, как он задается музыкантом. Но танцевать под живое исполнение гораздо интереснее, нежели под запись, которую вы знаете наизусть. Под запись можно легко сделать постановку, а вот под живую музыку – практически нереально, ведь одно движение музыканта может все перечеркнуть. Когда музыкант импровизирует, танцовщица в полной мере сливается с музыкой – это ни с чем не сравнимые ощущения, это настоящее творческое самовыражение!

Но это вовсе не значит, что под таксим не стоит делать постановки. Она будет выигрышна в том плане, что в импровизации танцовщица часто зацикливается и использует в основном вариации нескольких движений. А в постановке задействован весь арсенал пластики: руки, плечи, грудь, поясница, таз, бедра. Здесь полет фантазии неограничен. Можно поставить соло так, что ни одно движение не будет повторяться. Также постановки являются выходом для тех, кто плохо слышит музыку. Но если с музыкальным слухов все в порядке – сам бог велел танцевать импровизацию.

В импровизации танцовщица отталкивается от музыки, пропускает ее через себя: вот здесь окно, здесь затяжка, здесь ускорение, здесь – пауза… Ведь каждый слышит музыку по-своему. Если одной танцовщице кажется что здесь надо сделать такой элемент, то это совсем не значит, что другой должно казаться точно так же. Каждая женщина чувствует и танцует по-разному. Таксим вполне можно танцевать на большой сцене. Но если брать для конкурса – он будет проигрывать, потому что несколько однообразен. Арабам, конечно, это все равно: они готовы и 5, и 10 минут смотреть и требовать еще. Всегда надо отталкиваться от того, для кого исполняется танец. Если для конкурса, то лучше брать короткие таксимы.
Наиболее душевный и самый загадочный инструмент, использующийся для партии соло, – аккордеон. Соло может быть витиевато, но в целом по исполнению оно относительно ровное. Могут быть верхние и нижние затяжки. Затяжки могут переходить в паузы – отсутствие звука и ускорения. Главное – чувствовать эти моменты. А в остальном все будет зависеть от техники, от мастерства танцовщицы. При этом надо заранее иметь представление о том, что можно сделать на затяжку, на паузу. Максимум, что можно сделать на паузу – поменять позу, поворот головы, плеча. Это ни в коем случае не должно быть движение: надо доделать движение, встать и красиво выдержать позу. Такие мелочи очень важны. Вообще в соло все элементы достаточно статичны – совсем не обязательно использовать много проходов.

Для каждого музыкального инструмента выделяется свое движение телом. Для обыгрывания верхних инструментов (флейта, тоненькая дудочка) используется верхняя часть тела и более мелкие движения: кисти, плечи, диафрагмальная тряска. Для нижних (контрабас, уд) – корпус, нижняя часть тела. Задача танцовщице – постараться своим телом как можно четче протанцевать музыку. Можно использовать партер и полупартер. На ускорениях – различные тряски (диафрагмальная, колени, повороты), а также быстрые усложненные технические элементы (маятник). Главное – это гармоничность и красота исполнения. Танцовщица показывает себя: какая она красивая, какая пластичная. Поэтому излишества никогда не приветствуются: лучше делать что-то одно, чтобы не рассеивать внимание зрителя.

Благодарим Марину Фадееву за материал!
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх