Народные танцы
История народного танца Турции начинается в глубоком прошлом и уходит корнями в далёкие языческие времена. Определить некие общие истоки танцевальных традиций, очень непросто, так как история Анатолии – это история множества народов: это и фригийцы, и хетты, и лидийцы, и тюрки, и османы, и греки, и цыгане… Народные турецкие танцы - это результат взаимопроникновения различных культур и традиций: кочевых, земледельческих, военных – в течение нескольких тысяч лет.
Однако, танцы, которые мы называем одним словом «турецкие», могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от региона страны – образно говоря, ствол один, ветви разные. Например, в Эгейском регионе и Западной Анатолии традиционный танец – зейбек, в Центральной и Южной Анатолии преобладает халай, Черноморье – территория хорона, в Восточной Анатолии предпочитают танец бар, а любимый танец Тракии – хора. Конечно, это не значит, что в каждом регионе танцуют исключительно «свои» танцы: мы можем, например, наблюдать танец «хора» и в некоторых местах Западной Турции, таких, как, скажем, Чанаккале. Познакомимся же с ними несколько подробнее.
Зейбек (zeybek): В старину слово «зейбек» (в Центральной Анатолии – «сеймен») означало «воин»; позже так стали называть бойцов народного ополчения в дни войн. Затем это слово осталось только в фольклоре. Это «мужской» танец, но иногда принимать в нём участие могут и женщины. Зейбек может быть как парным, так и групповым. Начинается танец с медленных движений, затем резко убыстряется вместе с музыкой. Основная фигура танца – поворот на одной ноге с одновременным выпадом второй ноги, согнутой в колене: это движение символизирует богатырскую силу. В некоторых версиях танца танцоры размахивают кинжалами или короткими мечами. Музыкальное сопровождение: давул (барабан) и зурна (вид свирели), в некоторых областях – баглама и саз (струнные инструменты).
Районы распространения: Айдын, Измир, Муула, Денизли, Биледжик, Эскишехир, Кютахья, Чанаккале, Кастамону, Ушак, Маниса, Балыкесир, Бурдур.
Халай (halay): История этого танца начинается со времён Ассирийского царства. Слово «халай» первоначально могло означать тягу бечевой. В настоящее время это танец, подобный хороводу. Танцы этого типа условно делятся на степной халай, Чукурова (по названию местности, где он пользуется наибольшей популярностью) халай и восточный халай. Фигуры и движения весьма разнообразны и в разных регионах могут иметь многие варианты, но в основном во время пляски танцоры (мужчины или / и женщины) образуют круг или ряд. Ведущие берут друг друга за палец или за плечо, иногда под руки, а замыкающие держат в руках большой разноцветный платок, который называется «мендиль». Музыкальное сопровождение – очень ритмичное, постепенно становящееся всё быстрее. Инструменты: давул, зурна, баглама, различные виды свирелей.
Районы распространения: Битлис, Бингёль, Диярбакыр, Элязый, Малатья, Кахраманмар, Газиантеп, Эрзурум, Эрзинджан, Сивас, Мардин, Муш, Йозгат, Чорум, Адана, Анкара, Сиирт, Хатай, Токат, Шанлыурфа.
Хорон (horon): Типичный танец Черноморского региона. Название его происходит от греческого слова , что переводится просто как «пляска». Это групповой танец. Танцуют как мужчины, так и женщины. Участники образуют круг или полукруг и танцуют, изгибаясь и кружась, а также вприсядку, выбрасывая ноги вперёд и притопывая. Музыкальное сопровождение – в очень быстром темпе. Инструменты: преимущественно давул и зурна; в некоторых районах тулумба, мей, джура (виды свирелей) и кеменче (смычковый инструмент).
Мужской хорон
Женский хорон
Районы распространения: Трабзон, Самсун, Артвин, Орду, Ризе.
Бар (bar): Танец, популярный в Восточной Анатолии. Танец бар бывает женским и мужским. Мужчины обычно танцуют группами по 16 человек, женщины по – 12. Участники берут друг друга за руки, подобно тому, как это делается в халае, и танцуют, выстроившись в линию. Существует «закрытый» вариант бара (танцующие приближаются друг к другу почти вплотную) и «открытый» (на некотором расстоянии). Женский бар танцуется более плавно и может сопровождаться песнями, мужской – более жестко и ритмично. Музыкальное сопровождение: давул, зурна, кеменче.
Районы распространения: Эрзурум, Карс, Аары, Ардахан, Гюмюшхане, Байбурт, Эрзинджан.
Хора (hora): Общее название танцев, распространённых в области Тракия и некоторых районов Западной Анатолии. Для этого танца характерны очень быстрый темп и ритмичность. Мужчины или женщины выстраиваются в ряд, сплетают руки, и пляшут, приседая и выбрасывая ноги вперёд. Музыкальное сопровождение: давул, зурна.
Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Чанаккале.
Каршилама (karlama или karlkl oyunlar): Название этого типа танцев можно условно перевести как «танцы взаимного приветствия». Это парный танец, фигуры которого могут варьироваться в зависимости от региона. Начинается в медленном ритме, темп возрастает постепенно. Мужчины и женщины в два ряда двигаются порознь, то поворачиваясь лицом к лицу, то обходя друг друга, опускаясь на колени и хлопая в ладоши.
Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Измит, Адапазары, Чанаккале, Бурса, Биледжик.
Кашик (kak): «Кашик» переводится как «ложка». Танцы с ложками популярны во многих регионах Турции - от Запада до Юга Анатолии. Танцуют либо в два ряда лицом друг к другу, либо в кругу. Часть участников может также и сидеть, образуя полукруг. Как танцующие, так и сидящие, но отбивают ритм деревянными ложками, по одной в каждой руке. Музыкальное сопровождение: давул, баглама, кеменче и вокал (песни).
Районы распространения: Эскишехир, Афьон, Кютахья, Биледжик, Кыршехир, Конья, Мерсин, Анталия, Болу, Бурса.
Бенги или бенг (beng(i): «Bengi oyunu» значит «пляска без конца». Круговой танец хороводного типа, похожий на халай и хорон. Танцующие образуют круг и пляшут – сперва медленно и плавно, а затем всё быстрее; движения становятся резче. Часто сопровождаются песнями или куплетами.
Районы распространения: Регион Мраморного моря, а также Балыкесир, Маниса, Бурса, Чанаккале.
***
В различных районах Турции распространены танцы, основанные на подражании движениям животных и птиц - «Утки» (Болу), «Буйволы» (Кыркларели), «Голуби» (Эрзурум), а также изображающие различные ситуации с участием животных – «Петушиные пляски» (Йозгат), «Медвежьи пляски» (Битлис), «Волк и ягнёнок» (Диярбакыр) и т. п.
Есть и танцы, характерные для представителей определённых профессий: «Мясники» (Эдирне), «Маслоделы» (Измир), «Лесники» (Кастамону).
Во многих анатолийских танцах разыгрываются маленькие сценки из повседневной жизни, рассказывающие об отношениях между людьми, о быте, о природных явлениях: халай «Работа» (Сивас), «Ревнивец» (Карс), бар «Кинжал» (Эрзурум), «Полоскание» (Кютахья), «Дождь идёт» (Невшехир), «Туман в горах» (Гиресун) и многие другие. Среди танцев подобной тематики выделяется черноморский танец «Колбасты». Танец этот достаточно современный – он зародился в Трабзоне в 30-е годы. Должна отметить, что ни к какой «колбасе» его название, разумеется, отношения не имеет. Дословный его перевод – kol bast – «стукнул по плечу», то есть, «застукали (поймали)». Как говорят, это название придумали трабзонские портовые хулиганы, на которых устраивала облавы полиция. В их песнях (а разве могла классика турецкого блатного фольклора возникнуть не у Чёрного моря?) повторялись слова: ‘Geldiler, bastlar, vurdular..’ «Пришли, застукали, побили…» Когда в пивную он входил, надо думать. Что Одесса для нас, то для турок – Трабзон!.. Народу танец понравился, он быстро стал популярным не только в Трабзоне, но и во всей Турции, а если мы посмотрим начало видеоролика, то и в других странах.
Религиозные танцы
Самые ранние религиозные танцы на территории Турции – это различные ритуальные пляски с участием шаманов (kam). Интересно, что шаманизма как религии на этой земле не было. Была вера в единого небесного Бога (Gk Tanr), и шаманы пели свои песнопения и посвящали ритуальные танцы (которые исполняли, кружась вокруг костра) духам земли, огня, воды воздуха, однако молились тюрки только Божеству, творцу земли и небес - не грозному, не карающему, но несущему в мир любовь и свет. С приходом в VI веке исламских завоевателей началась жестокая борьба с тюркскими традициями: арабские военачальники сжигали тюркские книги, убивали шаманов и запрещали обряды. Тюркская культура подверглась гонениям, впоследствии она частично исламизировалась, частично ушла в подполье, но искоренить её арабам оказалось не под силу. Шли столетия, рождались новые обряды, но и прежние не были преданы забвению.
Сема (sema): В ХII веке персидский религиозный философ и поэт Джелялеттин Руми (Мевляна), многие годы живший в Конье (Центральная Анатолия) основал суфийский орден Мевлеви. У дервишей – членов ордена был своеобразный ритуальный танец «сема» («небеса»), в котором танцующие его кружились, подобно древним жрецам тюркского культа.
По преданию, Руми, проходя по базару, услышал доносящийся из мастерской ювелира тонкий звон молоточка. Звук был настолько мелодичен, что философ (а ведь он был и поэтом!) закружился в танце, произнося стихи о поиске смысла бытия. После кончины Мевляны этот кружащийся танец был усовершенствован и принят в ордене Мевлеви как выражение духовного поиска и единения со Всевышним.
Танец состоит из четырёх частей. Первая называется ark («колесо») и символизирует начало жизненного пути – «весну» человеческой жизни, её первые 20 лет. Танцующие (semazen) медленно совершают круговые движения вокруг своей оси. Во второй части (raks) начинает звучать музыка, в знак начала поиска Истины (продолжение жизненного пути человека - от 20 до 40 лет). Движения становятся резче и быстрее. Третья часть (muallak; слово арабского происхождения, означающее нечто вроде чистилища) символизирует переход от молодости к зрелости, от 40 до 60 лет – этот период у Мевлеви считается лучшим временем в жизни, когда душа созревает для познания. Заключительная, четвёртая часть называется pertav (персидское слово, его смысл – всплеск или разлив). Плавные, гармоничные движения символизируют достижение возраста полной зрелости - после 60 лет. Это период постижения Истины, по окончании которого земному пути человека суждено завершиться. Танцор всегда поворачивает голову слегка вправо, а правую руку поднимает вверх, левую же – вниз (в знак Божественного происхождения человека, и конечности его земного бытия). Семазены одеты в развевающиеся одежды, называемые tennure. Одежды эти – белого цвета, что символизирует свет высшего познания и свет Небесный.
Круговые движения танца призваны олицетворять бесконечность Вселенной. Один из танцующих (Semazenba) всегда находится в центре круга, символизируя Солнце, вокруг которого совершают оборот планеты, но глубинный смысл его роли – создание образа Бога, к которому приближен каждый человек, постигший Истину. Танец сема танцуют и в наши дни.
Музыкальное сопровождение: ней (тростниковая свирель), кудюм (род барабана), уд (лютня) и кеменче.
Семах (semah): Ритуальный танец другого суфийского ордена – Бекташи, основанного дервишем Хаджи Бекташ-и-Вели – соотечественником и современником Руми. Основополагающая идея его учения – любовь к Богу, проявляющаяся в любви к людям. В этом учении ислам переплетается с древними тюркскими верованиями. Свои религиозные взгляды последователи Хаджи Вели выражали в стихах и музыке. Их танец назывался, почти так же, как и у Мевлеви – семах. В старину его танцевали тайно. В отличие от Мевлеви, в нём могли принимать участие и женщины. Закрытые собрания, где собственно танец перемежался беседой, назывались Cem («джем», то есть «сборище»). Церемонии Бекташи, в отличие от Мевлеви всегда велись не на персидском - принятым в то время поэтическим языке - а на турецком.
Семах танцуется в кругу, иногда попарно. Танцоры поворачиваются, ритмично двигая руками в такт движению ног. Их одежда – народный костюм. Происхождение танца семах – тюркское, он пришёл в Анатолию с центральноазиатскими кочевниками и был лишь несколько видоизменён для проведения суфийского ритуала.
Следующая запись: Востоные танцы - 5 декабря 2014 в 11:47
Лучшие публикации