В этом стихотворении Николай Некрасов противопоставляет два мира — мир человеческой жестокости и мир природы, наполненный светом, жизнью и гармонией. С первых строк звучит боль и отчаяние: сердце «надрывается от муки», вера в добро меркнет под тяжестью тех «звуков», которыми наполнена человеческая история — барабаны, цепи, топор. Это образы насилия, угнетения, казней, символы жесткой и несправедливой социальной реальности, которую Некрасов хорошо знал и неоднократно описывал в своей поэзии.
Однако за этим мрачным вступлением следует резкий переход — взгляд лирического героя устремляется к весне. Весна у Некрасова — не просто смена времени года, а воплощение обновления, надежды, бесконечной живой энергии. Её шум — пестрый, радостный, искренний — резко контрастирует с гулом человеческой злобы. Весна «ликует, на миг не смолкая», и это ликование очищает душу, будто возвращает человеку способность чувствовать красоту.
Поэт словно заново открывает для себя жизнь: всё вокруг полно движения и силы. Травы шепчут, волна журчит, жеребёнок играет, бык срывает траву с корнем, ребёнок зовёт подругу в лесу. Эти бытовые, простые детали природы наполнены радостью и непосредственностью. В них звучит настоящая, непостижимая гармония — та, что возникает из переплетения сотен разных голосов: птиц, насекомых, животных, людей, ветра, воды.
Некрасов подчёркивает: это не идеализированная тишина, не выдуманная идиллия. Напротив, природа полна шумов, резких и мягких, звонких и грубых, сочных и тонких. Но вся эта разноголосица складывается в единое целое, в живое дыхание мира. На фоне этой гармонии особенно ярко ощущается уродство того «шума», что производит человек — грохот злобы, войны, насилия.
Финал стихотворения — это молитва, обращение к природе как к последнему убежищу. Герой, утомлённый «шумом инова» — шумом человеческой цивилизации — идёт к ней снова, чтобы спрятаться от зла, которое переполняет душу. Он просит природу заглушить в нём тревогу, дать тишину, покой, вернуть способность видеть красоту мира.
Это не бегство, а попытка исцеления. Некрасов показывает, что природа — это пространство, где человек может восстановить внутреннюю гармонию, услышать «правильную» музыку — музыку жизни, в которой нет жестокости, но есть сущностное, глубокое, первичное дыхание мира.
Стихотворение звучит как исповедь человека, уставшего от человеческого горя и неправды, и нашедшего утешение только в природе. Здесь проявляется особенная черта поэтики Некрасова: верность реальности и одновременно — вера в её светлое начало, которое открывается в природе, в весне, в самой жизни.
Однако за этим мрачным вступлением следует резкий переход — взгляд лирического героя устремляется к весне. Весна у Некрасова — не просто смена времени года, а воплощение обновления, надежды, бесконечной живой энергии. Её шум — пестрый, радостный, искренний — резко контрастирует с гулом человеческой злобы. Весна «ликует, на миг не смолкая», и это ликование очищает душу, будто возвращает человеку способность чувствовать красоту.
Поэт словно заново открывает для себя жизнь: всё вокруг полно движения и силы. Травы шепчут, волна журчит, жеребёнок играет, бык срывает траву с корнем, ребёнок зовёт подругу в лесу. Эти бытовые, простые детали природы наполнены радостью и непосредственностью. В них звучит настоящая, непостижимая гармония — та, что возникает из переплетения сотен разных голосов: птиц, насекомых, животных, людей, ветра, воды.
Некрасов подчёркивает: это не идеализированная тишина, не выдуманная идиллия. Напротив, природа полна шумов, резких и мягких, звонких и грубых, сочных и тонких. Но вся эта разноголосица складывается в единое целое, в живое дыхание мира. На фоне этой гармонии особенно ярко ощущается уродство того «шума», что производит человек — грохот злобы, войны, насилия.
Финал стихотворения — это молитва, обращение к природе как к последнему убежищу. Герой, утомлённый «шумом инова» — шумом человеческой цивилизации — идёт к ней снова, чтобы спрятаться от зла, которое переполняет душу. Он просит природу заглушить в нём тревогу, дать тишину, покой, вернуть способность видеть красоту мира.
Это не бегство, а попытка исцеления. Некрасов показывает, что природа — это пространство, где человек может восстановить внутреннюю гармонию, услышать «правильную» музыку — музыку жизни, в которой нет жестокости, но есть сущностное, глубокое, первичное дыхание мира.
Стихотворение звучит как исповедь человека, уставшего от человеческого горя и неправды, и нашедшего утешение только в природе. Здесь проявляется особенная черта поэтики Некрасова: верность реальности и одновременно — вера в её светлое начало, которое открывается в природе, в весне, в самой жизни.

Следующая запись: В этом стихотворении Есенин создаёт мрачный, завораживающий образ России, спрятанной в глубине ...
Лучшие публикации