
Стихотворение «На столетие Анны Ахматовой» написано Иосифом Бродским в 1989 году, спустя два десятилетия после смерти поэтессы, которую он считал своим духовным наставником и «матерью» по слову. Ахматова не просто оказала на него влияние — она поддерживала его на раннем этапе, верила в него как в поэта, ещё когда его имя почти никому не было известно.
Строка «Страницу и огонь, зерно и жернова...» — это начало погружения в трагическую метафорику. Образы здесь многослойны: страница — символ слова и поэзии, огонь — очищения и страдания, зерно и жернова — образ жизни, перемалываемой временем и историей. Всё это — метафоры судьбы самой Ахматовой и её поколения, прошедшего через революции, репрессии, войну, внутреннюю эмиграцию.
Стихотворение написано не как официальное воспоминание, а как поэтическая панихида, обращение из глубокой личной памяти. Бродский пишет не о памятнике Ахматовой, а о живом образе, о её поэзии, мужестве, боли и её абсолютной — почти библейской — сдержанности. Это не восхваление, а признание вечной связи, даже после её смерти. Он ставит её рядом с античными фигурами, с пророчицами и мучениками — не для пышности, а потому что иначе нельзя говорить о такой судьбе.
Стихотворение пронизано уважением, болью и внутренним благоговением. Это эпитафия не только человеку, но и эпохе, выжженной, но не уничтожившей голос Ахматовой — одного из самых стойких и горько-пронзительных голосов XX века.
Строка «Страницу и огонь, зерно и жернова...» — это начало погружения в трагическую метафорику. Образы здесь многослойны: страница — символ слова и поэзии, огонь — очищения и страдания, зерно и жернова — образ жизни, перемалываемой временем и историей. Всё это — метафоры судьбы самой Ахматовой и её поколения, прошедшего через революции, репрессии, войну, внутреннюю эмиграцию.
Стихотворение написано не как официальное воспоминание, а как поэтическая панихида, обращение из глубокой личной памяти. Бродский пишет не о памятнике Ахматовой, а о живом образе, о её поэзии, мужестве, боли и её абсолютной — почти библейской — сдержанности. Это не восхваление, а признание вечной связи, даже после её смерти. Он ставит её рядом с античными фигурами, с пророчицами и мучениками — не для пышности, а потому что иначе нельзя говорить о такой судьбе.
Стихотворение пронизано уважением, болью и внутренним благоговением. Это эпитафия не только человеку, но и эпохе, выжженной, но не уничтожившей голос Ахматовой — одного из самых стойких и горько-пронзительных голосов XX века.

Следующая запись: Александр Пушкин
Лучшие публикации