
«То насыпью, то глубью лога…»
Борис Пастернак, 1957
Это стихотворение входит в поздний период творчества Пастернака и связано с философской, зрелой лирикой, появившейся в последние годы его жизни. Написано оно в 1957 году — в год, когда «Доктор Живаго» уже был опубликован за границей, и судьба Пастернака стремительно менялась. Его одновременно чтил Запад и осуждала официальная советская власть. Внутреннее напряжение, изоляция, возраст и обострённое чувство жизни — всё это ощущается в ритме и образах стиха.
«То насыпью, то глубью лога…» — это образ жизни как дороги, неровной, извилистой, то поднимающейся, то спускающейся. Этот мотив пути был особенно близок Пастернаку, как символ человеческой судьбы, наполненной перепадами, неожиданностями, потерями и прозрениями. Он словно подводит итог — сдержанно, просто, но с внутренним огнём.
Стихотворение очень музыкально и живописно, как и многие из его поздних работ. За простотой формы скрывается глубина размышлений: о времени, об искусстве, о себе. Есть ощущение, что он пишет уже не «для читателя», а для самой жизни, с которой он давно ведёт доверительный разговор.
Можно сказать, что это одно из стихотворений, в котором Пастернак говорит голосом вечного, идущего по дороге человекa — идущего несмотря ни на что.
Борис Пастернак, 1957
Это стихотворение входит в поздний период творчества Пастернака и связано с философской, зрелой лирикой, появившейся в последние годы его жизни. Написано оно в 1957 году — в год, когда «Доктор Живаго» уже был опубликован за границей, и судьба Пастернака стремительно менялась. Его одновременно чтил Запад и осуждала официальная советская власть. Внутреннее напряжение, изоляция, возраст и обострённое чувство жизни — всё это ощущается в ритме и образах стиха.
«То насыпью, то глубью лога…» — это образ жизни как дороги, неровной, извилистой, то поднимающейся, то спускающейся. Этот мотив пути был особенно близок Пастернаку, как символ человеческой судьбы, наполненной перепадами, неожиданностями, потерями и прозрениями. Он словно подводит итог — сдержанно, просто, но с внутренним огнём.
Стихотворение очень музыкально и живописно, как и многие из его поздних работ. За простотой формы скрывается глубина размышлений: о времени, об искусстве, о себе. Есть ощущение, что он пишет уже не «для читателя», а для самой жизни, с которой он давно ведёт доверительный разговор.
Можно сказать, что это одно из стихотворений, в котором Пастернак говорит голосом вечного, идущего по дороге человекa — идущего несмотря ни на что.

Следующая запись: «Маленькая женщина» — это лирическое стихотворение Игоря Северянина, написанное в 1930 году, которое ...
Лучшие публикации