Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Digit world - в мире технологий
Путь воина: духовное совершенствование через видеоигры
Крис Гото-Джонс (Chris Goto-Jones), профессор философии и декан гуманитарных наук в Университете Виктории, Канада, решил провести собственное исследование, чтобы узнать, с какой целью геймеры тратят десятки часов в неделю на игры в жанре файтинг. Как оказалось, они делают это не только ради развлечения.

«Мои руки болят. Очень сильно. Это ощущение как после особенно тяжелых занятий в тренажерном зале, но здесь вся боль сосредоточена в пальцах и на кончиках пальцев. На экране надпись: “Продолжать?”. Под этими буквами мой цифровой аватар — японский мастер боевых искусств Рю – лежит, истекая кровью, у ног маленького китайского бойца». Крис Гото-Джонс находится в популярной галереи игровых автоматов в Накано, Токио, где играет уже полчаса в видеоигру Ultra Street Fighter IV. Он потерял счет своим поражениям. Его противник, сидящий за компьютером рядом, довольно таинственным персонажем. Как всегда, его молодое лицо скрыто в тени черного капюшона. Все геймеры слышали о нем, но ни один из них не знает его настоящего имени и никто не спрашивает. В этом неоновом мире геймеры называют его Гокен (Gken), по имени старшего мастера в франшизе Street Fighter.

Файтинг как субкультура

Люди приезжают со всего города, чтобы вступить в бой с Гокеном. Основная причина: они стремятся найти достойного противника. Они ищут мастера, а не врага. Фактически, такое желание стало причиной возникновения транснациональной субкультуры: геймеры воспринимают игры в жанре файтинг как боевое искусство. Это сообщество встречается в игорных клубах, чтобы пообщаться друг с другом лично, а не только в интернете. Независимо от того, в какую игру они играют — Street Fighter, Tekken или Super Smash Bros — они говорят о своей деятельности с точки зрения тренировки, дисциплины и мастерства. Их цель: нравственное самосовершенствование.

Поскольку значительная часть общества обеспокоена тем, что видеоигры, которые связаны с драками, способствуют насилию в реальном мире, этот субкультурный подход к виртуальному бою и убийству может показаться непривычным. На самом деле сегодняшние дебаты относительно насилия в области видеоигр сосредоточены на жанре «шутеров» с оружием, где игра происходит от первого лица. В то же время игры в жанре файтинги были суперпопулярными в 90-х годах прошлого века, когда игра Mortal Kombat покоряла компьютеры всего мира.

Однако, эти виртуальные ниндзя отмечают, что их не интересует виртуальное насилие на экране, а лишь совершенствование квалификации. Их подход к играм связан с другой традицией — самими боевыми искусствами. После массового увлечения кунг-фу и каратэ в 1960-х и 1970-х годах боевые искусства вызвали панику: как тренировки с целью научиться убить кого-то одним ударом может быть полезным для общества? Должны ли боевые искусства быть запрещены, должны лицензироваться, как оружие? Но тогда Брюс Ли и его оригинальное сочетание духовного воспитания и превосходного боевого мастерства открыли для западной аудитории осознание того, что тренировки в сфере боевых искусств — это не обязательно насилие, но и форма обучения с целью просвещения и самосовершенствования.

Виртуальный ниндзя считает, что имеет значение как и чем ты играешь. Если придерживаться определенного подхода к игре, то виртуальные боевые искусства могут сделать вас лучшим человеком. «Потирая уставшие руки, я сказал Гокену, что на сегодня я закончил. Таинственный геймер не отвел глаз от экрана. “Тренируйся более тщательно, будь лучше”, — ответил он мне на английском с акцентом.»

Боевые искусства как средство самореализации

Уверенность, что игры в стиле файтинг могут стать инструментами самореализации, появилась у Криса Гото-Джонса почти 10 лет назад, когда одна из его студенток заявила, что важнейшие уроки, которые она получила, формировались не во время чтения классики, а благодаря игре Street Fighter IV. Тогда он получил грант на исследования и провел 5 лет, соревнуясь в виртуальном турнире по боевым искусствам, общаясь с геймерами в городах Осака, Токио, Сингапуре, Сеуле, Гонконге, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Необычное сообщество имеет ячейки во всем мире, причем иногда люди даже не знают, что присоединяются к международному движению, которое быстро набирает обороты. В любом случае, они стремятся играть (и жить) в соответствии с тем, что Крис Гото-Джонс называет Манифестом Виртуального Ниндзя. Члены этой рассеянной общины хотят овладеть схемами управления боевыми играми, посвящая месяцы или годы получению навыков в одной игре, иногда даже используя только одного персонажа.

Такая приверженность целом не характерна для геймеров. «Большинство моих друзей ненавидят боевые игры», — отмечает Тейлор Кох (Taylor Koch), игрок-файтер из Канады, который играет под именем Taweko. В отличие от значительного количества игр, которые легкие, элементарные, и которые можно освоить с минимальными затратами времени, боевые игры «требуют много практики как в режиме соло, так и в режиме спарринга даже для того, чтобы получить определенный базовый уровень компетенции», — говорит Кох.

И виртуальный ниндзя идет дальше, чем большинство других геймеров в сфере боевых искусств, включительно с серьезными конкурентами из мира электронного спорта, такими как чемпионаты Evolution World Championships (EVO) или Capcom Cup. Как и некоторые реальные боевые мастера, геймеры в этой субкультуре часто относятся к турнирам как к злоупотреблению своим мастерством, поскольку главный приоритет там — победа. Они жалуются, что на турнирах, по их мнению, отмечают наградами за быстрые расправы, повторяющиеся движения и такие дешевые методы как «кнопкодавство» — это сумасшедший способ игры, когда вы нажимаете на случайные кнопки как можно быстрее, в надежде, что вам повезет выиграть.

По сути, цель файтинга — как минимум, в теории, — совсем не победа. Это опыт удовлетворения и покоя, которое возникает в результате подлинности вызова. С этой точки зрения лучше хорошо проиграть, чем плохо выиграть. Кох подсказывает, что настоящие геймеры должны с пониманием относиться к тяжелой рутинной работе и уметь проигрывать и учиться, прежде чем они смогут выиграть.

Файтинг как образ жизни

Для виртуальных боевые ниндзя игры — больше, чем электронный спорт. Это и образ жизни, или даже способ существования. Но возникает существенный вопрос — какие есть доказательства того, что боевые искусства улучшают людей этически или духовно? Этот вопрос является актуальным для боевых искусств уже на протяжении веков. Никто не сомневается, что обучение повышает техническую квалификацию, но когда мы говорим, что дисциплина делает нас лучше, что мы имеем в виду? И при каких условиях это происходит?

Для сообщества виртуальных ниндзя ответ находится в идеях, подобных текстам мастеров дзэна XVII столетия. Например, речь идет про «Освобожденный разум» Такуана Сохо (Takuan Sh) или «Книгу пяти колец» Миямото Мусаши (Miyamoto Musashi). Сохо считает, что дисциплинированное повторение точных физических движений до того момента, когда человек забывает о навыках, необходимых для их выполнения, освобождает его от своего «эго». Этот момент освобождения самосознания создает что-то вроде состояния «течения», чего стремятся достичь виртуальный ниндзя и спортсмены: поступки становятся спонтанными, свободными и абсолютно бескорыстными, и это делает человека технически и этически лучше.

Стоя возле игрового автомата в Накано, Крис Гото-Джонс признается, что ему трудно представить, что он получил духовный опыт. Вымотанный и озадаченный от стыда, в то же время он кланяется перед мастерством Гокена, и мечтает преодолеть его в следующий раз. А кто-то уже проскочил на его место и начался новый бой. Снова пальцы Гокена демонстрируют взрывную точность. Следующие несколько боев заканчиваются с тем же результатом, что вызывает страшное недовольство противников.

И вдруг происходит нечто странное. Дисплей показывает, как Гокен лежит на земле у ног своего оппонента. Его одолела молодая девушка в белых аккуратных перчатках. Она кричит от радости, пока все наблюдают за реакцией Гокена. Но его покой остается незыблемым. Молча он ждет, пока девушка успокоится. И тогда к борьбе писоединяется следующий игрок — 30-летний офисный работник, пришедший в клуб в костюме с галстуком.
Путь воина: духовное совершенствование через видеоигры.Крис Гото-Джонс (Chris Goto-Jones), профессор ...
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх