История успеха: Как заработать на продаже пряников и сгущенки
Адвокат из Томска создал в Болгарии самую крупную сеть магазинов «национальных» продуктов. Сколько ему приносит этот бизнес?
Запах шоколада и пряников, на стенах — советские плакаты в жанре «Не болтай», по радио — мелодии российской эстрады. Так встречает посетителей гастроном «Березка» в спальном районе Софии. В 2013 году два десятка магазинов, раскиданных по всей Болгарии, принесли владельцу, 38-летнему Виктору Бакуревичу выручку в €3 млн.
Томский адвокат Бакуревич попал в ритейл неожиданно. В 2006 году он взялся защищать тогдашнего мэра города Александра Макарова, против которого возбудили дело о коррупции и превышении должностных полномочий. Процесс занял несколько лет, чиновника в результате осудили, а Бакуревич решил уехать из России.
Адвокат продал квартиру и вместе с семьей перебрался в болгарскую Варну. Довольно быстро россиянин обнаружил, что в местных магазинах нет ни гречки, ни сгущенки, ни кваса.
«В чужой стране наступает момент, когда просыпаешься утром и хочется именно еды, к которой привык с детства», — говорит Бакуревич.
Однажды в Германии он зашел в «русский» магазин и начал скупать все подряд, а вернувшись в Болгарию, решил попробовать заполнить пустую нишу.
В 2009 году на скопленные €30 000 Бакуревич открыл в Варне свой первый гастроном. Над вывеской долго голову не ломал, дал самое русское название — «Березка». «Нам пришлось учиться азам. Мы ведь знали работу магазина только с точки зрения покупателя», — говорит партнер и сестра Виктора Ольга Бакуревич, директор по маркетингу сети, в прошлом школьный учитель. Первые несколько месяцев всю работу в магазине выполняли члены семьи — кто-то сидел за кассой, кто-то убирал торговый зал.
Через несколько месяцев, вернув вложенные средства, Бакуревичи открыли еще несколько магазинов, сначала в Варне, потом и в других городах Болгарии. Через год после запуска, в 2010-м, «Березка» принесла выручку в €680 000, в 2013 году — вчетверо больше.
Поначалу Бакуревич рассчитывал, что основными его покупателями будут русские (их в Болгарии чуть меньше полумиллиона человек). Но оказалось, что две трети клиентов — болгары. Одни когда-то работали в Советском Cоюзе, другие ностальгируют по детству, когда в Болгарии было много русских товаров.
Ольга Бакуревич признается, что семейной сети трудно конкурировать с местными ритейлерами, в которых продукты, как правило, дешевле. Большую часть ассортимента «Березке» приходится импортировать из Германии. Там большая русская община и много заводов, которые работают с российским сырьем и делают продукты по советским ГОСТам. Одним из таких поставщиков является концерн «Монолит», который уже много лет подряд снабжает страны СНГ и Восточную Европу российскими продуктами. «Березка» также работает с литовскими (молочные продукты) и молдавскими (вина) поставщиками. С российскими поставщиками работать сложнее из-за разницы в законодательстве и высоких импортных пошлин, но большую часть сладостей Бакуревичи получают именно у поставщиков из России. Поиск партнера, который в состоянии предложить приемлемую цену, — основная проблема «Березки». «Нам часто приходится отказываться от потенциальных сделок», — признается основатель сети.
Конек «Березки» — продукты, не характерные для болгарского стола. «Мы с самого начала старались, чтобы в ассортименте были все группы товаров, которые есть в российских супермаркетах. Выбрали недорогие бренды, которые покупают каждый день», — объясняет Виктор.
Здесь можно купить привычные россиянину российский сыр, селедку, икру, водку, черный хлеб, сладости производства фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт», соки «Сады Придонья», пиво «Балтика» и майонез «Махеев».
Набор товаров расширяли постепенно. Некоторые прижились сразу, от других пришлось отказаться. К примеру, не удались продажи морса и других прохладительных напитков, зато лидерами продаж стали шоколад, конфеты, пряники и сгущенное молоко. Всего в ассортименте «Березки» — более 1500 наименований.
На ряд товаров семейная компания держит цены, близкие к местным конкурентам, на некоторые они в разы выше. Например, килограмм докторской колбасы, лидера продаж, стоит 6 евро, в местной сети подобный продукт стоит втрое дешевле. Литр болгарской воды можно приобрести за 50 центов, а бутылку Боржоми в «Березке» продают вдвое дороже. У «Березки» есть страницы в соцсетях и собственная рекламная газета «Гастрономическая правда», которая знакомит покупателей с новыми товарами и объясняет разницу между болгарскими и российскими продуктами, например, чем болгарский йогурт отличается от кефира.
Янка Ганчева, владелица расположенного по соседству с одной из софийских «Березок» продуктового магазинчика, не рассматривает гастроном Бакуревичей как конкурента. «У них совершенно другой ассортимент и цены намного выше, чем у нас. Но модель у «Березки» — удачная. Я заметила, что количество покупателей в последнее время заметно выросло», — говорит она. Тем не менее, по словам Ганчевой, выручка ее магазина никак не изменилась после открытия русского гастронома, люди по-прежнему идут за базовыми продуктами к ней.
По оценке Института рыночной торговли Болгарии, в 2013 году объем рынка продуктов питания, напитков и табачных изделий достиг €6,7 млрд. Крупные сети хотя и расширяются, но занимают пока лишь треть рынка. В рейтинге топ-10 ритейлеров, по данным местной финансовой газеты «Капитал», первые строчки занимают немецкие Kaufland, Metro и австрийская Billa.
Фактически сеть Бакуревичей стала в Болгарии крупнейшей сетью «этнических» магазинов. Здесь есть гастрономы с греческой, китайской и индийской едой, но никому не удалось выйти за рамки одного-двух магазинов и создать сеть. Соседи «Березки» по этому сегменту жалуются на консерватизм болгар, которые редко рискуют попробовать новое. Второй ограничивающий фактор — цена. По этой причине болгарин Андрей Крыстев недавно закрыл магазин польских товаров Polsmak.
«Болгары часто не могут позволить себе дорогие товары. Моя выручка стремительно падала, бизнес пришлось свернуть», — жалуется он.
Успех «Березки» Крыстев объясняет близостью русской и болгарской культур, а также тесными связями в советское время, а также ставкой на продажу сладостей. «Многие помнят с детства вкус русских конфет и мороженого», — говорит предприниматель. «Березка» — самый удачный нишевый проект среди так называемых этнических магазинов», — говорит специалист Института рыночной экономики Николай Вылканов.
Серьезная проблема для Бакуревичей — поиск персонала для магазинов. Рабочий язык в компании русский, но все продавцы и кассиры должны знать болгарский, поэтому чаще всего в «Березку» нанимают родившихся в Молдавии бессарабских болгар.
Бакуревич признается, что ему комфортно вести бизнес в Болгарии. «Административные барьеры здесь практически отсутствуют. Государство не вмешивается в дела бизнеса и не мешает ему, проверяющие органы не ставят перед собой цель найти нарушение», — говорит он. Но есть и издержки: россиянин утверждает, что болгарские предприниматели менее расторопны, чем его соотечественники, и неохотно рискуют.
В ближайших планах предпринимателя — расширение сети за счет небольших городков и развитие собственного производства. В Софии и Варне у «Березки» есть цеха по производству кондитерских изделий, пельменей и салатов. В будущем Бакуревич планирует заменить некоторые импортируемые товары на собственные. Есть планы и за пределами Болгарии. Предприниматель ведет переговоры об открытии гастронома в Румынии.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Цитаты и мысли /
Великие и успешные: цитаты и истории из жизни
/
История успеха: Как заработать на продаже пряников и сгущенки
Великие и успешные: цитаты и истории из жизни
Многим читателям это понравилось
Знакомства в Богдановиче с телефонами и фото без регистрации бесплатно
Знакомства онлайн в Богдановиче для взрослых без регистрации бесплатно
Знакомства в Богдановиче для серьезных отношений и брака без регистрации бесплатно
Знакомства в Богдановиче с девушками с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Знакомства в Богдановиче с мужчинами с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Знакомства в Богдановиче с женщинами кому за 50 без регистрации
Сайт секс знакомств в Богдановиче
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 254 844 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Японский гений - Соитиро Хонда. «Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть ...
Лучшие публикации