Можете ли вы назвать себя психологически сильной личностью? Думаю, на этот вопрос сложно ответить сразу по той причине, что понятие «психологически сильная личность» является недостаточно прозрачным. У каждого человека возникают в связи с этим понятием целый ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение выбрать оптимальное решение в сложный момент. Действительно, все эти качества являются различными гранями психологически сильной личности, а само это понятие — составным, т.е. состоящим из палитры этих достойнейших качеств характера. Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и быть рядом в жизни и общаться всем хотелось бы в первую очередь именно с такими людьми.
Если вы научаетесь быть уверенным и сильным, то неизбежно вы начинаете и казаться таковым. Как ни странно, верно и наоборот: если вы научаетесь казаться таковым — это помогает и почувствовать ощущение силы и уверенности внутри себя. Внутреннее помогает подправиться внешнему и наоборот, внешнее «вытягивает» внутреннее.
Вы можете спросить, как же внешний уверенный вид может повлиять на внутреннее состояние, это же разные вещи!? Влияет. Работают физиологические механизмы, стремящиеся сравнять одно с другим. И если вы за счет силы воли и самоконтроля за телом сохраняете достойную внешность, этим физиологическим механизмам ничего не остается делать, как влиять на внутреннее состояние. Проведите такой эксперимент. Сядьте ссутулившись, поникнув головой, безвольно свесив руки и попробуйте сказать:
— Я очень сильный и уверенный в себе человек…!
Ничего не выйдет. По своему внутреннему ощущению и фальшивому голосу вы почувствуете, что врете! Тело уже родило соответствующее состояние — усталости, забитости и слабости. Теперь сделайте наоборот. Встаньте прямо во весь рост, гордо расправьте плечи, голову поднимите выше, грудь подайте вперед, мощно вдохните и изреките:
— Я очень слабый, маленький и неуверенный…
Опять ничего не выйдет. Так слабые не говорят. А если получилось — значит вы уже стоите совсем в другой позе.
Как люди понимают, считывают и трактуют для себя наше состояние? По внешним признакам уверенности и неуверенности в себе. Конкретнее:
Тело и движения. Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы. В результате скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же в себе человек раскрепощен и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты. В таком человеке чувствуется страх — не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею.
Таким образом, актеры приемом «нулевая оценка» играют любую сильную личность, и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется всего лишь и только этим актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Штирлица до Шварцнеггера и Бодрова-младшего. Вспомните ли вы у их персонажей хоть какую-то выраженную в течение всего фильма человеческую эмоцию: смех, улыбку, печаль, гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх, робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.
Советский разведчик Штирлиц в знаменитом фильме только один раз за все семнадцать мгновений сентиментально всплакнул в своем доме во время одинокого празднования Дня Советской Армии 23 февраля — над полузабытой вареной картошкой «в мундире». А сцена свидания на расстоянии с женой в кафе является показательной демонстрацией владения «нулевой оценкой».
В боевике «Терминатор-2» есть эпизод, когда Шварцнеггер, играющий робота, посланного в помощь «нашим», идет навстречу выстрелам полицейских, тупо исполняющих свой долг. Камера крупным планом показывает, как в грудь ему попадают пули и пробивают одежду, но Арнольд с абсолютно каменным выражением лица только слегка вздрагивает от импульса пули и продолжает свое неспешное движение вперед. И что понимает зритель? Зритель понимает, что когда Терминатор, со своим лицом «кирпичом», дойдет туда, куда он идет, этим несчастным полицейским достанется на орехи по полной программе. Играется же здесь всего лишь «нулевая оценка». Если бы этот персонаж от попадания пуль гримасничал бы от боли, пугался, возмущался, удивлялся, смеялся бы, чесался — это был бы уже не супермен, а пародия на супермена и на боевик.
Вы можете возразить, вспоминая смешного каратиста Джеки Чана из гонконговских боевиков: он же «супермен»? А вот и нет. Джеки Чан — вне драки — не производит впечатление супермена: у него обычные человеческие эмоции: страх, радость, раздражение, возмущение, гнев. Поэтому, пока враги его не раскусили — они его и не боятся, а зритель над ним посмеивается. И никто его не воспринимает как что-то серьезное, пока Джеки не начинает дубасить нехороших мальчиков — только тогда его враги (и зрители вместе с ними) видят в нем супермена. В таком образе героя Джеки Чанга есть свой замысел — ведь комедии построены на нелепостях и парадоксах. Режиссерская изюминка комедий Джеки Чана и заключается в несовпадении его образа обычного человека с образом супермена-каратиста.
Приемом «нулевой оценки» прекрасно владел почетный караул часовых на Красной площади, у Мавзолея вождя. Попробуйте простоять весь час, абсолютно невозмутимо, не допуская ни малейших видимых реакций и даже практически без движений глазами. Аналогичный почетный караул автор этих строк наблюдал в Афинах у военного мемориала на центральной площади города. Причем часовые выступают в старинной военной греческой одежде: белых панталонах, короткой юбочке, ботиночках с белыми пушистыми пумпончиками, длинной накладной косе. Это дико смешное зрелище, собирающее толпы туристов. К чести греческих караульных они хранят полную невозмутимость даже когда к ним вплотную подходят туристы для совместного фотографирования и заигрывания.
Прием «нулевой оценки» можно прекрасно использовать в сложных жизненных ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать — делайте «нулевую оценку». Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас «наезжают». Если вы взрываетесь, или притупляете взор, или приниженно улыбаетесь или даже просто начинаете растерянно почесывать нос — все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь, чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели — это и есть искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость — этим вы ему сообщаете: «ты слаб, чтобы задеть меня».
Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая вам преимущество. За «этапом оценки» у актеров следует, как правило «этап действия». За эту секунду — другую, когда вы делаете «нулевую оценку» у вас есть возможность выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.
Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного человека падает. Если же это не просто оговорка, а что-то пострашнее? Ну, ширинка расстегнута или колготки разъехались на видном месте — тогда обычная неконтролируемая реакция — покраснение до корней волос или даже полное смятение на глазах у всех.
Лучшее, что можно сделать, чтобы сохранить достоинство в глазах других людей, это опять же — делать нулевую оценку. И этим вы даете понять публике, что вы достаточно сильны, чтобы вас можно было задеть такими пустяками и сразу переходите к этапу действия — например, спокойно застегиваете ширинку или не спеша удаляетесь, чтобы поменять колготки. А может, даже без этих условностей продолжаете лекцию. Шутка.
Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира — их видят миллионы телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.
Для тренировки приема «нулевой оценки» можно использовать уже известное упражнение «Взор в метро». А также упражнение «Спокойное выслушивание анекдота». Заключается в том, чтобы не смеяться над анекдотом или шуткой, даже если это очень смешно. Если, конечно, это не шутка вашего начальника. И если вы не рискуете обидеть человека — например, смеется целая компания. Тогда отсутствие «правильной» реакции от вас будет незаметно. После такой тренировки вы заметите, что контролировать свои импульсивные реакции вы сможете гораздо успешнее. Причем не только реакцию довольного смеха (например, на похоронах вашего врага), но и любую другую лишнюю, нежелательную реакцию и эмоции — что внешне будет выглядеть, как мы уже выяснили, как уверенность и спокойствие.
Источник:
Следующая запись: 3 хитрых трюка для запуска собственного интернет магазина: - Как создать одностраничный ...
Лучшие публикации