Когда-то очень давно мне случилось сильно удивить одного этически ориентированного экстраверта. Взрослая женщина, мать двоих детей, утверждала, что всё делает для семьи, для других, и очень обижалась, что и семья, и эти всякие другие так мало делают для нее. Мы долго рассматривали длинный список её благодеяний и – ничего удивительного! – за каждым обнаруживали тот или иной её личный мотив. То, что ей казалось чистым альтруизмом, на деле было пропитано плохо осознаваемым эгоизмом. К слову сказать, она так и не изменила своей позиции – не смогла признать того, что разрушило бы всю её привычную картину мира.
Для экстравертов это естественно – во всех отношениях ориентироваться на внешний мир. В этом нет никакого заблуждения или самообмана. Фактически экстраверт действительно забоится о других людях, не вполне отдавая себе отчета в том, что делает это в своих личных интересах. Это нормально – такова особенность экстравертированной установки сознания. Осознать свои личностные мотивы такому человеку было бы полезно, но в общем-то не обязательно. И уж тем более не обязательно – и даже противопоказано! – свою привычную жизненную позицию менять на противоположную.
Экстраверт говорит: «Будет хорошо вам – будет хорошо и мне!» И, строго говоря, здесь весьма затруднительно определить, что стоит на первом месте. Сущность экстравертской социальной стратегии не в том, что человек ставит чужие интересы прежде своих собственных, а в том, что он так это видит – ему искренне кажется, что чужие интересы для него важнее, но только потому, что интенсивность и глубина своей личной мотивации скрыта от его сознания.
Ок, в этом нет ничего нового – давно все пройдено, исследовано и разобрано. На фоне таких вот экстравертов, интроверты кажутся более осознанными и искренними – от них не ускользает факт глубокой личной заинтересованности в любом своем поступке, каким бы альтруистичным он ни казался для стороннего наблюдателя. Интроверт (как и экстраверт!) все делает для себя и не скрывает этого от себя… но…
Как всегда, важно не упустить из виду обратную сторону монеты. Интроверт ничем не лучше экстраверта в плане осознанности – они отличаются только тем, что в их поле осознанности попадает, а что из него бесследно выпадает. И если для экстраверта не вполне очевидна своя собственная мотивация и заинтересованность в альтруистических поступках, то для интровертов будет таким же сюрпризом обнаружение своей ведомости чужими интересами.
Интроверт, считая, что делает всё исключительно для себя любимого, не замечает того, что в равной мере озабочен желаниями, проблемами, мотивами и вкусами других людей. Его позиция противоположна: «Будет хорошо мне – будет хорошо и вам!» И там, где экстраверт неожиданно для себя обнаруживает глубоко запрятанный эгоизм, интроверт с таким же удивлением открывает для себя свой альтруизм.
Но самое интересное не в том, что экстраверт эгоистичен, а интроверт альтруистичен, а в том, что они МАЛО ЧЕМ ДРУГ ОТ ДРУГА ОТЛИЧАЮТСЯ. Различие между ними только в том, что они видят и чего не замечают. Если экстраверт осознает свою бессознательную мотивацию, а интроверт свою, они обнаружат, что в общем и целом действуют одинаково – разницы между ними не больше, чем между томатами и помидорами. И те, и другие функционируют на границе двух сред – внутри и снаружи, я и ты, мое и твое – принимая в расчет и то, и другое.
Мы не можем быть альтруистами, потому что всегда имеем свой собственный мотив. Мы не можем быть эгоистами, потому что не способны вынести чужие интересы за скобки. Разница между альтруизмом и эгоизмом не в сущности, а в точке зрения и версии неосознанности.
Эгоизм – это альтруизм. Альтруизм – это эгоизм. Привет Оруэллу.
© Олег Сатов
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Для меня никого нет милее, чем обычный, что называется, человек, с его обычными потребностями вкусно ...
Лучшие публикации