#bMovieNight@drugoekino №232
«Старый страшный дом»
«По сути Джеймс Уэйл снял безоговорочно полноценный психологический триллер для больших мальчиков, немыслимая штука по тем временам. Надо понимать, что фильм снимался для студии Универсал в рамках их фактической монополии на кинохоррорах, и продюсеров не интересовало ничего, кроме получения прибыли, а на художественные изыски им было глубоко наплевать. В Старом страшном доме видна эта борьба режиссера с коммерцией, по большей части выигранная. Уэйл смог отстоять триллер, и облигаторные комедийные вставки добавлены редко, уместно и даже приукрашают фильм. Старый страшный дом каким-то образом получил наимощнейший каст - сейчас имена Мелвина Дугласа и Чарльза Лонтона ничего не скажут, но в 30-40е это были звезды первого разряда (хоть и начинали в 32 свою карьеру).»
Старость - не радость. Есть такая поговорка, вышедшая из под пера незадачливого копирайтера в рамках кампании по очернению преклонного возраста, приведшей к тому, что все без исключения в режиме капитана очевидности скажут, что стареть - это плохо. Мол, и глаз не тот, и нюх не тот, и ноги как не свои, ставящие для дедов под сомнение возможность успеть дойти до туалета вовремя. А знаете кто еще срет в себе в портки с блуждающей улыбкой на лице? Сопляки. А? Есть уже пища для размышлений? Дальше - больше. Окружащие зачастую упрекают стариков в деменции - а вы пробовали пояснить 10 летнему ребенку за падежи, тщетно пытаясь разглядеть в мутных глазах юнца хоть какой-то блеск интеллекта? Честно говоря, проще своей бабушке объяснить как проводить развертывание решения с предпрода на прод MS Dynamics CRM 2015, чем научить школьника делить столбиком. Старики плохо ходят, но и малышня целует пятаком землю. Старики болеют, но и эти проклятые щусята вечно в соплях. Старики нехорошо пахнут, но единственная причина, по которой никто не знает, как воняют дети, это уголовное преследование за попытку их понюхать. То есть по сути, между пенсионерами и мелюзгой нет никакой разницы, а отношение в обществе к ним кардинально разное? Почему так? А я вам скажу - как бы и младенцу бы каждый по аналогии с старшим поколением отвешивал пинка под зад, когда тот медлит на лестнице, но за каждым ребенком обычно стоит разъяренная мать, а за стариками, увы, не стоит никто.
К фильму Старый страшный дом я подходил с изрядной долей скептицизма, несмотря на его культовый статус. Камон, троица незадачливых туристов попадает в шторм и ищет ночлега в разваливающемся особняке, где живет криповая семейка увядающих аристократов. Превью прямо таки визжит о том, что нас ожидает шаблонный комедийный хоррор а-ля Кот и канарейка с свойственными жанру Скуби-Ду побегушками из комнаты в комнату и протянутыми руками скелета из потайных ниш. Глядя на сценарий со стороны, приходишь к выводу, что режиссер действительно мог бы снять такой набор клише. Но не стал, потому что режиссером этого фильма был никто иной как Джеймс Уэйл.
Умело проведя в Франкенштейне синтез американской окологотической школы хоррора с визуальностью немецкого экспрессионизма, Джеймс Уэйл решил погрузится в самую суть последнего и провести уже свое собственное исследование - а что такое ужас? Как изобразить его на экране, чтобы потом, наладив связь с зрителем, отпечатать страх в его душе? И если сначала Уэйл настраивает аудиторию на нужный лад путем стандартных средств типа молний, жутких дворецких и внезапно распахнутых бурей окон, то потом Старый страшный дом начинает больше работать с подсознательными страхами и скелетами в шкафу, где за каждой закрытой таинственной дверью скрывается другая дверь, запертая еще крепче и покрытая ржавыми цепями. В каком-то отношении Старый страшный дом можно даже считать символистским изображением взаимоотношений фрейдистской троицы ид-эго-суперэго, и поэтому несмотря на почти столетний возраст фильм, да, до сих пор пугает.
По сути Джеймс Уэйл снял безоговорочно полноценный психологический триллер для больших мальчиков, немыслимая штука по тем временам. Надо понимать, что фильм снимался для студии Универсал в рамках их фактической монополии на кинохоррорах, и продюсеров не интересовало ничего, кроме получения прибыли, а на художественные изыски им было глубоко наплевать. В Старом страшном доме видна эта борьба режиссера с коммерцией, по большей части выигранная. Уэйл смог отстоять триллер, и облигаторные комедийные вставки добавлены редко, уместно и даже приукрашают фильм. Старый страшный дом каким-то образом получил наимощнейший каст - сейчас имена Мелвина Дугласа и Чарльза Лонтона ничего не скажут, но в 30-40е это были звезды первого разряда (хоть и начинали в 32 свою карьеру).
Единственное, что портит Старый страшный дом - это не вышедший из образа монстра Франкенштейна Борис Карлофис,любовная линия и пошлый хэппи-енд, без которого в голливудском кинематографе ну никак. Как ни крути, но творчество - это компромисс между художником и реальностью. Зачастую эти компромиссы выливаются в серые безликие вещи, но не в этом случае. Старый страшный дом можно и нужно смотреть зрителям всех мастей, и пускай его не пугают мнимые штампы и возраст, это кино остается актуальным и по сей день.
Следующая запись: Бегство / Ucieczka / Томаш Шадковский 1986
Лучшие публикации