Случалось ли с Вами, что некоторые фильмы так сильно отпечатывались в сознании и находили отражение душе, что хотелось пересмотреть их ни один раз? Сюжеты подобных произведений кажутся бездонными и с каждым новым просмотром в них находится что- то новое: вплоть до жизненной философии. Одним из таких массовых киноявлений, без преувеличения, является трилогия «Матрицы» братьев Вачовски. Скорее всего, многие из Вас хотя бы краем уха слышали, что в данных картинах существует не мало религиозных и философских отсылок. Забегая вперёд, не побоюсь сказать, что они и являются самой основой сюжета данной серии. Не верите? Давайте убедимся.
Некоторые отсылки лежат на поверхности: это и названия, и имена героев. Например, не случайно и весьма удачно подобрано название города в котором живут люди, освободившиеся от власти Матрицы: Сион (Зион в анг.произношении) еврейская традиция рассматривала в качестве символа Иерусалима и всей Земли Обетованной для возвращения на родину из вавилонского пленения (6 в. до н. э.) и из диаспоры (после 70 г. н.э.) [1]. Примечательно и название боевого корабля «Навуходоносор». Это имя носил вавилонский царь о котором повествует 4 гл книги пророка Даниила. В такой перспективе становится уместным и понятным монолог Морфеуса при виде горящих обломков корабля: «И увидел я сон, и этот сон ускользнул от меня…». Данная цитата является перифразой стиха 1 гл. 2 той же книги. Интересно, что в одном из кадров первого фильма на борту «Навуходоносора» крупным планом показана табличка на которой отображено имя корабля, а также надпись: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка то можно прочесть: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий». Эта пасхалка призвана очередной раз подчеркнуть мессианский статус главного героя. Но есть и более явные указатели на этот факт. В сцене допроса агент подчёркивает, что герой Киану Ривза живёт двойной жизнью: с одной стороны, он Томас Андерсон, а с другой - Нео. И первое, и второе имя связывает его с Иисусом Христом и с богословской концепцией, которой он характеризуется. «Anderson» имеет буквальный перевод «сын человеческий». Данным словосочетанием себя часто характеризует Спаситель мира в Евангельском повествовании, что в христианском богословии трактуется, как указание на его человеческую природу. Слово «Нео» (англ. Neo – «Новый») является анаграммой, с одной стороны, слова «One» (с англ.—«Избранный»), а с другой – «Eon» (от др.-греч. «» и англ. «eon» — «вечность»), что утверждает божественный статус главного персонажа. Более того, в фильме герою Киану Ривза прямым текстом говорят: «Ты мой спаситель. Мой личный Иисус Христос»! Также интересно, что смерть героя в конце первого фильма происходит в комнате 303, отсылающая к возрасту распятия Христа. В конце же фильма после Воскресения и победы над Смитом происходит Вознесение Нео подобно тому, как в Небеса вознёсся Спаситель мира (Лк.24:51). Имя «Тринити» также носит весьма яркий религиозный окрас и переводится на русский язык, как «Троица». Не случайно, что именно Тринити «Воскрешает» избранного в конце первого фильма ровно как: «Иисуса Бог воскресил» (Деян 2:32). Главного антагониста трилогии зовут «Смит», что буквально означает «кузнец». В связи с этим примечательна сцена из 2 части трилогии, фильма «Матрица: Перезагрузка»: регистрационный номер автомобиля, на котором он подъезжает к месту встречи повстанцев— IS5416, по-видимому, означает цитату из книги пророка Исаии, гл 54, ст 16: «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления» (Ис. 54:16). Таким образом, можно разобрать каждое имя и название в фильме и убедиться в их неслучайном подборе [2].
Главнейшей тематикой трилогии являются те философские вопросы, которые ставятся перед зрителями действующими лицами фильма. Например: «Что есть истина?». И, действительно, понимание человека о реальности зиждется на основании нашего же опыта. А он, в свою очередь — есть сумма информации, получаемой от наших органов чувств. А это весьма ограниченный и, порой, ложный, диапазон восприятия. К этой мысли, в своё время, обращался Платон в седьмой книге диалога «Государство» в «Мифе о Пещере». По его мысли, материальный мир является лишь иллюзией, «тенью на стене пещеры». Но, так как в рассматриваемой истории, реальный мир оказывается мене красочным, чем виртуальный, то мы слышим по-своему весьма обоснованный тезис киношного Иуды-Сайфера: «Счастье в неведеньи»! Нео же, напротив, не сожалеет о том выборе, который он сделал, приняв красную таблетку. У человека знакомого с библейским повествованием, такого рода рассуждения порождает устойчивую ассоциацию с историей, рассказанной в 3 гл. книги Бытия: Адам предпочёл неведению познание Добра и Зла и был изгнан из- за этого Богом из Рая. Христианская ересь под названием «гностицизм» акцентируется на этом месте Библии и постулирует благость того выбора, который осуществил Первый человек, будучи вразумлён «мудрым» змием.
Но если в 1 фильме «свобода воли» является очевидностью, выбором между красной и синей таблеткой, то во 2 и 3 – она ставится под сомнение. В монологе Меровингена, например, «выбор - это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть, и теми, у кого её нет». Пифия это подтверждает в диалоге с Нео, говоря: «Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал». Но, пожалуй, главным «шоком» для зрителя становится встреча и разговор Нео с Архитектором – компьютерной программой, создавшей Матрицу. Главный инженер Матрицы признаётся, что текущая версия Матрицы – далеко не первая. Версия 1.0, которую он сотворил, напоминала Рай на Земле, но в нём отсутствовала концепция выбора. Именно поэтому существование Сиона намеренно допускается машинами для возможности обеспечения необходимой для жизни человека свободы выбора, которая на самом деле – иллюзорна и в тайне строго контролируется искусственным интеллектом. К слову, тезис о свободной воле, заявленный ещё в ветхозаветных книгах [3], постоянно пытались опровергнуть те или иные философско - религиозные и естественно - научные школы, растворяя свободу выбора, в социальном детерминизме, как у К. Маркса, в психологическом детерминизме, как у З. Фрейда и К. Юнга, в лингвистическом детерминизме, как у позднейших философов языка и структуралистов типа Ж. Лакана [4], религиозном детерминизме ряда религиозных систем, в биологическом детерминизме, следовавшем из научного эксперимента 1983 г. Б. Либерта [5]. Стоит отметить, ошибочность «крайнего» детерминизма указана в работе С. Шмидта [6], и резюмируется Ричардом Докинзом в «Эгоистичном гене» следующими словами: «Мы — единственные существа на планете, способные восстать против тирании эгоистичных репликаторов» [7].
В свете вышесказанного, мы видим, что фильм явно подводит нас к существованию в Матрице очень мощной системы контроля людей, в том числе, в виде Пифии. В этой диалектической модели развития виртуальной реальности, целью Архитектора является реконструкция природы и общества в Матрице, а Пифии - регулировка уже созданной «Матрицы» так, чтобы в ней были допустимы разнообразные варианты человеческой индивидуальности для процветания Матрицы и выживания и машин, и людей. Во втором фильме она произносит: «Меня интересует лишь одно — будущее. И поверь мне, мы [машины и люди], лишь сплотившись, доживём» — и делает всё, чтобы эту цель осуществить. При этом Оракул сознаёт, что её действия, позиционирующиеся, как предсказания, оказывают значительное влияние на развитие человеческого общества внутри Матрицы. Вспомним, что Пифия побуждает Морфеуса поверить в пророчество и искать избранного, которого он, затем, приводит к ней. Эта система контроля над Нео осуществляется в его первой встрече с Пифией: не сказав ему, что он избранный, она скорее укрепляет его сомнения в этом. Поэтому её «предсказание» о том, что именно Нео предстоит выбирать между его жизнью и Морфеуса, в его понимании, воспринялось однозначно: Нео обязан пожертвовать собой, спасти Морфеуса, которому предначертано найти избранного. Ведь если Морфеус не найдёт Мессию, т погибнет весь Зион. И, кстати, именно в этой операции по спасению Морфеуса, для повстанцев и самого Нео, открылись его сверхспособности. Не случайной является сцена в которой Тринити повествует о том, что прорицательница предсказала ей, что она влюбится в избранного. Связав с ней Нео, Пифия получила, таким образом, рычаг влияния на Нео. Поэтому не удивительно, что он, вопреки сомнительной надежде, бросился спасать не человечество, а свою возлюбленную. Также не стоит забывать, что Пифия даже не пытается скрыться от Смита, а, скорее, способствует и дарит ему своё всемогущество, что его крайне настораживает. В шахматах такой приём называется гамбитом: отдать малое, для того, чтобы, в конечном итоге, победить. Ведь именно после того, как вирус захватил всю Матрицу, у Нео в рукаве появился козырь: он предлагает себя в качестве анитивируса богу машин в обмен на прекращение войны.
Обе приведённые выше философские тематики в фильме, по сути, определяют мир, как тюрьму, что является одним из главных тезисов гностицизма о котором ранее мною уже упоминалось. Не трудно убедиться, что фильм переполнен соответствующими аллюзиями [8], [9]. И действительно, главного героя Матрицы, олицетворяющего Христа, противопоставляют всем основным персонажам, исполняющим роль Творца, Вседержителя и Царя царей. Сначала Нео противостоят три вездесущих агента со сверхчеловеческими способностями. Затем, Создатель и главный архитектор Матрицы, в том числе её первой версии, олицетворяющей Рай, пытается отнять веру в выбор у героя Киану Ривза, повествуя о том, что из каждой версии компьютерного мира, он исключал эту свободу тем или иным образом, обеспечивая тотальный контроль над человечеством. А в конечном итоге, вирус Смит берёт на себя роль вездесущего, но плохого, эгоистичного бога, заполняющего собой всю Матрицу и называет её своим миром.
Для того, чтобы понять завершение истории, необходимо возвратиться к монологу агента Смита, адресованному Морфеусу. Он сравнивает людей с болезнью, поглощающей природные ресурсы и уничтожающей планету. И говорит, что, как не странно, он боится от них подхватить заразу. По иронии судьбы, он сам заражается «человечностью»/эгоистичностью от Нео, когда тот погружается в него в конце 1 фильма. Именно поэтому при встрече с Нео в «Матрице: Перезагрузке» он называет его виновником произошедшего. Отныне, предназначением Смита является самокопирование и заполнение Матрицы подобно тому, как люди, плодясь, заполняют и уничтожают Планету [8]. «В конце третьей серии следует новая схватка Нео и Смита. И Нео вновь...её проигрывает…Нео начинает мутировать в Смита… мутация доходит до конца. Но в эту секунду Смит сам взрывается. Чтобы понять — почему, надо вспомнить, как изменились отношения с Нео с Матрицей.
Нео... отказывается от борьбы с Матрицей и позволяет ей соединиться с его разумом. Смит не знает, что теперь Нео не один: с ним еще и Матрица [Источник]. Когда же Нео в ходе решающего поединка со Смитом проигрывает, то это самоустранение Нео оставляет Смита один-на-один с враждебной ему Матрицей. Смит, полагая, что встретился с человеком — Нео — вдруг обнаруживает, что через Нео он вошел в плотный и двусторонний контакт с самой Матрицей, преданной им. И в этой нежданной встрече Смит погибает… Если говорить на компьютерном языке, то выйдя на «коннект» с Нео и сбросив в него свою программу-вирус, Смит неожиданно по тому же каналу связи получил пакет антивирусных программ не от Нео, а от самой Матрицы» [8]. Здесь прослеживается удивительный параллелизм с христианством: «среди тех притчевых образов, что были созданы в древней христианской литературе, есть и такой, который уподобляет Христа охотнику, а дьявол предстает как обманувшийся обманщик. Как рыба хватает то, что видит — и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала. Так и сатана думал затащить в свое пространство смерти человека, а оказалось, что к себе в дом он сам впустил Бога. Тайна Боговоплощения была скрыта и от ангелов и от демонов. Сатана думал, что Иисус — просто светлый человек, смерть которого сделает более сильным поле зла. Так смерть впустила в себя враждебную себе Жизнь, Сам Источник Жизни — Бога» [8].
Стоит отметить, что некоторые фанаты серии придерживаются такой интерпритацией в которой говорится о том, что Зион есть компьютерная имитация. Основное положение их «веры» строится исключительно на том факте, что Нео останавливал охотников в «реальном» мире! Но в рамках христианской парадигмы данный факт не сложно объяснить. Если прообразом Нео служит «богочеловек» Христос, то и Нео в фильме стал некой «человекопрограммой»: он протягивает руку к охотникам, как человек, но уничтожает программное обеспечение машин, как «программная аномалия»!
Остаётся лишь вопрос: «А был ли выбор Нео хотя бы в кульминации свободным?». При ответе на него необходимо обратить внимание на тот факт, что 2 и 3 фильм являются ремейком 1 фильма, однако они в наибольшей степени раскрывает те идеи, которые там заявлены. Давайте рассмотрим некоторые сюжетные маркеры, говорящие об этом. Если в 1 фильме Нео был ограничен нахождением в Матрице, то во 2 и 3 он несвободен вследствие иллюзорности выбора, который следует из вышеупомянутых монологов Меровингена, Архитектора и Пифии. Точно так же, как в 1 ленте Нео, умирая в комнате 303, олицетворяет Христа (указание на возраст распятия богочеловека), так и в конце 3 фильма герой Кеану Ривза изображается в свете, принимающем форму креста. Именно поэтому, кстати, и стало возможно создание 4 части, которая олицетворяет «Воскресение» Нео. Таким образом, вооружившись цитатой главного героя из Первого фильма о том, что он собирается подарить людям мир без диктата и запретов, мы можем интерпретировать и концовку трилогии: освобожденное сознание «просветлённого» Нео проецируется через Источник людям и реализуется в виде возможности выйти из Матрицы всем желающим. Кроме того, о таком смысле свидетельствует музыкальное сопровождение финальной битвы - упанишада «Neodmmerung» , имеющая следующие слова в переводе: «Когда Великое Бытие осознано, и как высшее, и как низшее, тогда узы сердца разорваны, все сомнения рассеяны и карма уничтожена». А слова Нео «В пользу именно такого понимания концовки свидетельствуют и сами авторы: «Базовая концепция «Матрицы» — в том, что существует реальность за пределами нашей. И только эволюция сознания способна привести человека в эту иную реальность… Большинство людей принимают чужие решения, вместо того чтобы думать самостоятельно. Лишь немногие думающие люди подвергают сомнению каждый вид Матрицы, каждую систему мышления, будь она политической, религиозной или философской» [10].
Приведённые мною концептуальные отсылки – лишь малая часть огромной Вселенной, которая была создана авторами сценария этой легендарной трилогии и которая оказала значительное влияние на кинематограф. По мнению авторов, главным философским посылом Трилогии является внедрение зрителю идеи о собственной несвободе и мотивация к освобождению от этих пут. Однако, интересно подметить, что братья Вачовски, увидев самые большие оковы в самих своих телах, в качестве «освобождения» выбрали не аскетизм или иные духовные практики в рамках ведущих мировых религий, а трансгендерность!
[1] Zion in the Sources: Yearning for Zion.
[2]
[3] Прем Сол 2:23
[4]
[5] Libet B, Gleason CA, Wright EW, Pearl DK. «Time of conscious intention to act in relation to onset of cerebral activity (readiness-potential). The unconscious initiation of a freely voluntary act».- Brain. - 1983 Sep;106 (Pt 3):623-42.
[6] S Schmidt, Han-Gue Jo, MarcWittmann, Thilo Hinterberger «‘Catching the waves’ – slow cortical potentials as moderator of voluntary action». Neuroscience & Biobehavioral Reviews, Vol 68, Sept 2016, P 639-650.
[7] Докинз, Р. Эгоистичный ген. — Пер. с англ. М.: АСТ:CORPUS, 2013. С. 306.
[8]
[9]
[10] Цит. по: Warren Bill. Metaphorically Speaking. — TripleAction, 2003, July
Следующая запись: Сказка сказок (Страшные сказки) / Il racconto dei racconti / Маттео Гарроне 2015
Лучшие публикации