Случалось ли с Вами, что некоторые фильмы так сильно отпечатывались в сознании и находили отражение душе, что хотелось пересмотреть их ни один раз? Сюжеты подобных произведений кажутся бездонными и с каждым новым просмотром, особенно в более старшем возрасте, в них находится что- то новое: вплоть до жизненной философии. Одним из таких массовых киноявлений, без преувеличения, является трилогия «Матрицы» братьев Вачовски. Скорее всего, многие из Вас хотя бы краем уха слышали, что в данных картинах существует не мало религиозных и философских отсылок. Забегая вперёд, не побоюсь сказать, что они и являются самой основой сюжета данной серии. Не верите? Давайте убедимся.
Некоторые отсылки лежат на поверхности: это и названия, и имена героев. Например, не случайно и весьма удачно подобрано название города в котором живут люди, освободившиеся от власти Матрицы: Сион (Зион в английском произношении) еврейская традиция, начиная с древних пророков (Ис. 35:10, Иер. 3:14), рассматривала в качестве символа Иерусалима и всей Земли Обетованной для возвращения на родину из вавилонского пленения (6 век до н. э.) и из диаспоры (после 70 года н.э.) [1]. Примечательно и название боевого корабля «Навуходоносор». Это имя носил вавилонский царь о котором повествует 4 глава книги пророка Даниила. В такой перспективе становится уместным и понятным монолог Морфеуса при виде горящих обломков корабля: «И увидел я сон, и этот сон ускользнул от меня…». Данная цитата является перифразой стиха 1 главы 2 той же книги, который в русском синодальном переводе Библии звучит так: «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него». Интересно, что в одном из кадров первого фильма на борту «Навуходоносора» крупным планом показана табличка на которой отображено имя корабля, дата и место его постройки, а также надпись: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка то можно прочесть: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий». Эта пасхалка призвана очередной раз подчеркнуть мессианский статус главного героя. Но есть и более явные указатели на этот факт. В сцене допроса агент подчёркивает, что герой Киану Ривза живёт двойной жизнью: с одной стороны, он - Томас Андерсон, а с другой - Нео. И первое, и второе имя связывает его с Иисусом Христом и с богословской концепцией, которой он характеризуется. «Anderson» имеет буквальный перевод «сын человеческий». Данным словосочетанием себя часто характеризует Спаситель мира в Евангельском повествовании [2], что в христианском богословии трактуется, как указание на его человеческую природу. Слово «Нео» (англ. Neo – «Новый») является анаграммой, с одной стороны, слова «One» (с англ.—«Избранный»), а с другой – «Eon» (от др.-греч. «» и англ. «eon» — «вечность»), что утверждает божественный статус главного персонажа (в гностической концепции этим термином характеризовали «божественную» составляющую Иисуса Христа). Примечательно, что в фильме герою Киану Ривза прямым текстом говорят: «Ты мой спаситель. Мой личный Иисус Христос»! Имя «Тринити» также носит весьма яркий религиозный окрас и переводится на русский язык, как «Троица». Поэтому, например, не является случайностью, что она в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под знаковым номером 303. И именно Тринити «Воскрешает» избранного в конце первого фильма ровно как: «Иисуса Бог воскресил» (Деян 2:32). Главного антагониста трилогии зовут «Смит», что буквально означает «кузнец». В связи с этим интересна сцена из второй части трилогии, фильма «Матрица: Перезагрузка»: регистрационный номер автомобиля, на котором он подъезжает к месту встречи повстанцев— IS5416, по-видимому, означает цитату из книги пророка Исаии, глава 54, стих 16: «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления» (Ис. 54:16). Таким образом можно разобрать каждое имя в фильме и убедиться в их неслучайном подборе [3][4][5].
Главнейшей тематикой трилогии являются те философские вопросы, которые ставятся перед зрителями главными персонажами. Например: «Что есть истина?». И, действительно, понимание человека о реальности зиждется на основании нашего же опыта. А он, в свою очередь — есть сумма информации, получаемой от наших органов чувств. А это весьма ограниченный и, порой, ложный, диапазон восприятия. К этой мысли, в своё время, обращался Платон в седьмой книге диалога «Государство» в «Мифе о Пещере». По его мысли, материальный мир является лишь иллюзией, «тенью на стене пещеры». Но так как в рассматриваемой истории реальный мир оказывается мене красочным, чем виртуальный, то мы слышим весьма обоснованный тезис киношного Иуды-Сайфера: «Счастье в неведеньи»! У человека, знакомого с первой главой книги Бытия, он порождает устойчивую ассоциацию с Адамом, который предпочёл познание Добра и Зла неведению. Христианская ересь под названием «гностицизм» акцентируется на этом месте Библии и постулирует благость того выбора, который осуществил Первый человек, будучи вразумлён «мудрым» змием.
Безусловно, одной из важнейших философских тем, изложенных в диалогах, является вопрос о наличии «свободы воли». И если в Первом фильме она является очевидностью, выбором между красной и синей таблеткой, то во втором и третьем – она ставится под сомнение. В монологе Меровингена, например «выбор - это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть, и теми, у кого её нет» [6]. Пифия это подтверждает в диалоге с Нео, говоря: «Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал» [7]. Но, пожалуй, главным «шоком» для зрителя становится встреча и разговор Нео с Архитектором – компьютерной программой, создавшей Матрицу. Главный инженер Матрицы признаётся, что текущая версия Матрицы – далеко не первая. Версия 1.0, которую он сотворил, напоминала Рай на Земле, но в нём отсутствовала концепция выбора. Именно поэтому существование Сиона намеренно допускается машинами для возможности обеспечения необходимой для жизни человека свободы выбора, которая на самом деле – иллюзорна и в тайне строго контролируется искусственным интеллектом. К слову, тезис о свободной воле, заявленный ещё в ветхозаветных книгах [8], постоянно пытались опровергнуть те или иные философско - религиозные и естественно - научные школы, растворяя свободу выбора, в социальном детерминизме, как у К. Маркса, в психологическом детерминизме, как у З. Фрейда и К. Юнга, в лингвистическом детерминизме, как у позднейших философов языка и структуралистов типа Ж. Лакана [9], религиозном детерминизме ряда религиозных систем [10] и даже в биологическом детерминизме, следовавшем из нашумевшего научного эксперимента 1983 г. Б. Либерта [11], результаты которого, к слову, были опровергнуты в 2016 г. С. Шмидтом [12].
В свете вышесказанного, мы видим, что фильм явно подводит нас к существованию в Матрице очень мощной системы контроля людей, в том числе, в виде Пифии. В этой диалектической модели развития виртуальной реальности, целью Архитектора является реконструкция природы и общества в Матрице, а Пифии - регулировка уже созданной «Матрицы» так, чтобы в ней были допустимы разнообразные варианты человеческой индивидуальности для процветания Матрицы и выживания и машин, и людей. Во втором фильме она произносит: «Меня интересует лишь одно — будущее. И поверь мне, мы [машины и люди], лишь сплотившись, доживём» - и делает всё, чтобы эту цель осуществить. При этом Оракул сознаёт, что её действия, позиционирующиеся, как предсказания, оказывают значительное влияние на развитие человеческого общества внутри Матрицы. [13] Вспомним, что Пифия побуждает Морфеуса поверить в пророчество и искать избранного, которого он, затем, приводит к ней. Эта система контроля над Нео осуществляется в его первой встрече с Пифией: не сказав ему, что он избранный, она скорее укрепляет его сомнения в этом. Поэтому её «предсказание» о том, что именно Нео предстоит выбирать между его жизнью и Морфеуса, в его понимании, воспринялось однозначно: Нео обязан пожертвовать собой, спасти Морфеуса, которому предначертано найи избранного. Ведь если Морфеус не найдёт Мессию, то погибнет весь Зион и Нео вместе с ним. И, кстати, именно в этой операции по спасению Морфеуса, для повстанцев и самого Нео, открылись его сверхспособности. Не случайной является сцена в которой Тринити повествует о том, что прорицательница предсказала ей, что она влюбится в избранного. Связав с ней Нео, Пифия получила, таким образом, рычаг влияния на Нео. Поэтому не удивительно, что он, вопреки сомнительной надежде, бросился спасать не человечество, а свою возлюбленную. Также не стоит забывать, что Пифия даже не пытается скрыться от Смита, а, скорее способствует и дарит ему своё всемогущество, что его крайне настораживает. В шахматах такой приём называется гамбитом: отдать малое, для того, чтобы, в конечном итоге, победить. Ведь именно после того, как вирус захватил всю Матрицу, у Нео в рукаве появился козырь: он предлагает себя в качестве анитивируса богу машин в обмен на прекращение войны.
Обе приведённые выше философские тематики в фильме, по сути, определяют мир, как тюрьму, что является одним из главных тезисов гностицизма о котором ранее мною уже упоминалось. Не трудно убедиться, что фильм переполнен соответствующими аллюзиями [4], [14], [15]. И действительно, главного героя Матрицы, олицетворяющего Христа, противопоставляют всем основным персонажам, исполняющим роль Творца, Вседержителя и Царя царей. Сначала, Нео противостоят три вездесущих агента со сверхчеловеческими способностями. Затем, Создатель и главный архитектор Матрицы, в том числе её первой версии, олицетворяющей Рай, пытается отнять веру в выбор у героя Киану Ривза, повествуя о том, что из каждой версии компьютерного мира, он исключал эту свободу тем или иным образом, обеспечивая тотальный контроль над человечеством. А в конечном итоге, вирус Смит берёт на себя роль вездесущего, но плохого, эгоистичного бога, заполняющего собой всю Матрицу.
Многие зрители задаются вопросом, почему Нео обладал сверхспособностями в реальном мире и из-за этого подвергают сомнению реальность Зиона. Но если даже в наши дни, не на экранах кинозала, уже никто не удивляется беспроводным телефонам, гарнитурам и иным высокотехнологическим устройствам, то необходимо ли в фильме «Матрица», события которой происходят в далёком будущем, удивляться тому, что Нео прибывал в виртуальной реальности, будучи не подключён к ней кабелем? Стоит вспомнить, что эксперименты с передачей энергии без проводов проводил ещё Николай Тесла в начале 20 века. И в этом всём нет ничего удивительного: мы являемся часть сложного, но взаимосвязанного мира. Об этом с давних времен постулируют ведущие мировые религии: вероучительные положения брахманизма или, например, концепция первородного греха в христианстве (весь мир оказался во власти смерти и страдания в результате акта свободной воли венца Творения)!
Для того, чтобы понять завершение истории, необходимо возвратиться к монологу агента Смита, адресованному Морфеусу. Он сравнивает людей с болезнью, поглощающей природные ресурсы и уничтожающей планету, и говорит, что, как бы это было не странно, но он боится от них подхватить заразу. По иронии судьбы, он сам заражается «человечностью»/эгоистичностью от Нео, когда тот погружается в него в конце первого фильма. Именно поэтому при встрече с Нео в «Матрице: Перезагрузке» он называет его виновником произошедшего. Отныне, главной целью Смита является самокопирование и заполнение Матрицы, подобно тому, как люди, плодясь, заполняют и уничтожают Планету [14], [16]. «В конце третьей серии следует новая схватка Нео и Смита. И Нео вновь — как и в концовке первой серии — ее проигрывает…Нео начинает мутировать в Смита… мутация доходит до конца. Но в эту секунду Смит сам взрывается. Чтобы понять — почему, надо вспомнить, как изменились отношения с Нео с Матрицей.
Нео [УЖЕ] свободно отказывается от борьбы с Матрицей и позволяет ей соединиться с его разумом. Смит не знает, что теперь Нео не один: с ним еще и Матрица. Когда же Нео в ходе решающего поединка со Смитом проигрывает, то это самоустранение Нео оставляет Смита один-на-один с враждебной ему Матрицей (Источником). Смит, полагая, что встретился с человеком — Нео — вдруг обнаруживает, что через Нео он вошел в плотный и двусторонний контакт с самой Матрицей (Источником), преданной им. И в этой нежданной встрече Смит погибает… Если говорить на компьютерном языке, то выйдя на «коннект» с Нео и сбросив в него свою программу-вирус, Смит неожиданно по тому же каналу связи получил пакет антивирусных программ не от Нео, а от самой Матрицы» [14]. Здесь важно отметить, что Нео шёл на этот бой не за победой в кулачном сражении: он знал, что проиграет бой физически, он хотел, чтобы Смит в него интегрировался. А целью Смита/его предназначением и было заполнение Матрицы подобно вирусу. Если говорить на языке охотников и рыболовов, то Смит попался на приманку. Так рыба заглатывает червяка, но натыкается на стальное жало крючка. И здесь прослеживается удивительный параллелизм с христианством: «И среди тех притчевых образов, что были созданы в древней христианской литературе, есть и такой, который уподобляет Христа охотнику, а дьявол предстает как обманувшийся обманщик. Как рыба хватает то, что видит — и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала. Так и сатана думал затащить в свое пространство смерти человека, а оказалось, что к себе в дом он сам впустил Бога. Тайна Боговоплощения была скрыта и от ангелов и от демонов. Сатана думал, что Иисус — просто светлый человек, смерть которого сделает более сильным поле зла. Так смерть впустила в себя враждебную себе Жизнь, Сам Источник Жизни — Бога» [14]
Приведённые мною, концептуальные отсылки – лишь малая часть огромной Вселенной, которая была создана авторами сценария этой легендарной трилогии и которая оказала значительное влияние на кинематограф. Я убеждён, что вопросы, поставленные в фильме, будут сопровождать умы многих людей ещё очень долгие годы и мотивировать их, в том числе, к поиску контраргументов против тех тезисов, которые поставлены в фильме. Философское наследие «Матрицы» сам режиссёр охарактеризовал следующим образом: «В нашем мире Матрица повсюду. Люди принимают способы думать, которые им навязывают, вместо того чтобы прорабатывать свои собственные. Свободно мыслящие люди — это те, кто подвергают сомнению любого рода Матрицу, любую систему мысли или убеждений…». Другими словами, по-настоящему свободен лишь тот, кто видит все причины и следствия, как в окружающем мире, так и в самом себе. Свободой выбора и является осознание возможности сопротивления этому обнаруженному детерминизму. Интересно подметить, что братья Вачовски, увидев самые большие оковы в самих своих телах, в качестве «освобождения» выбрали не аскетизм или иные духовные практики в рамках ведущих мировых религий, а трансгендерность [17]!
[1] Zion in the Sources: Yearning for Zion.
[2] Лк 19:10.
[3]
[4]
[5] https://ru.qwe.wiki/wiki/Great_Architect_of_the_Universe
[6]
[7]
[8] Прем Солом 2:23
[9]
[10] «Книга историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), № 3407.
[11] Libet B, Gleason CA, Wright EW, Pearl DK. «Time of conscious intention to act in relation to onset of cerebral activity (readiness-potential). The unconscious initiation of a freely voluntary act».- Brain. - 1983 Sep;106 (Pt 3):623-42.
[12] Stefan Schmidt, Han-Gue Jo, MarcWittmann, Thilo Hinterberger «‘Catching the waves’ – slow cortical potentials as moderator of voluntary action». Neuroscience & Biobehavioral Reviews, Volume 68, September 2016, Pages 639-650.
[13] Stefan Herbrechter. The Matrix in theory
[14]
[15]
[16]
[17]
Следующая запись: Для фильмов-претендентов на «Оскар» разработаны новые требования. Они касаются расы, пола и ...
Лучшие публикации