#bMovieNight@drugoekino №202
«Кот и канарейка»
«Комедийный фильм ужасов должен быть очень динамичным, я бы даже сказал остросюжетным, если напряженным диалогам или атмосферным сценам и есть место, то к ним нужно подходить аккуратно, постепенно готовить к зрителю, а не резко метаться от дружелюбных тычков в бок к психологическому прессингу. И не надо быть слишком утонченным, не надо стесняться быть тупым - в новой канарейке каждого персонажа упростили чуть ли не до двухмерного шаржа, а шутки тут такие, что батя будет краснеть от гордости за их автора.»
У непосвященного человека искренняя и глубокая любовь русского народа к Джокеру может вызывать когнитивный диссонанс, но это чувство у нас можно сказать в крови. Джокер - это икона, образ для подражания, квинтэссенция желаемых качеств для русского менталитета, берущий корни в самых истоках истории. Вот еще во времена царя Гороха были скоморохи - блаженные и юродивые, словом, племя выше других себя не ставящее, ибо возвышаться над другими, как это говорится, западло. Но скоморохи обладали безнаказанностью, а это уже влажная мечта всякого - поднасрать боярину, да так, чтобы ничего тебе не было. Нельзя не отметить паралелли между Джокером и другим исконно русским персонажем - Петрушкой или Ваней Ратютю. Персонаж этот жизненный, родной - может и напиться вдрызг, и жену грамоте кулаками поучить, и с городовым на равных сцепиться, но при этом тонко подмечающий изъяны в социальном устройстве и вообще относящийся с презрением к системе. Есть в Джокере и некая меланхоличность, что весьма подкупает русского человека, который любит и изгиб гитары желтой напеть, и под луной повздыхать, скрываясь от остальных за шутовской маской. Короче говоря, для нас - Джокер - это тот, кем мы хотим быть. Вот только клоун Коко - это тот, кто мы есть.
Во все времена людям нужен кумир, и американцы середины XX века не исключение. Кумиров у американцев тогда было, как школьников на концертах группы Девушка школьника, но из всех, пожалуй, только Боб Хоуп стал тем, кого по праву можно назвать духом эпохи, ибо он со своим образом попал точно в нерв. Неказистый, недалекий, неудачливый, кривой, косой непропорциональный и вдобавок ужасно тупой, Боб Хоуп на экране словно отстаивал права простого рабочего класса на красивую жизнь. И вот что странно, Боб Хоуп олицетворял американскую мечту, но мечту, которую ткнули носом в парашу - уж очень самоуничижительным был этот образ, который руководствовался принципом "никто не унизит меня, если я сделаю это сам". Тем не менее, Боб Хоуп рулил в 40-х и 50-х, как комедийная звезда, во многом благодаря успешной коллаборации с Бингом Кросби в серии Road to (советую заценить). Впрочем, взлет в его карьере начался с юниверсаловских комедийных ужасов. Один из них, c кликбейтовым названием Охотники за приведениями мы уже смотрели, неплохой такой комедийный детектив с оккультной тематикой, но самая мякотка конечно в ремейке Кота и канарейки.
То было золотое время для ремейков. Отсутствие физносителей и телевидения оставляло кинозрителям только свою память в плане просмотра старых фильмов, а как известно хорошая память скорее вред, чем польза. Поэтому ремейки делали чуть ли не через каждые пять лет, правда, дело до Кота и канарейки дошло только, когда студийные бонзы студии Юниверсал поняли в каком кризисе находиться жанр хоррора, вогнанный коммерцией в тотальный упадок. Поэтому и вспомнили о комедийных ужастиках, доминировавших на немых экранах, и о самом знаковом его представителе - Коте и канарейка.
И что ни говори, но оригинальный фильм Пауля Лени все же уступает своей переделке. Режиссер, Эллиотт Наджент, крутился на Бродвее чуть ли не с пеленок и снял с комедийной кухни самую вкусную пенку. Четкое понимание двух вещей - уместный темп повествования и "на каждого мудреца довольно простоты" - сделали Кота и канарейку 1939 фильмом получше, чем проба пера от немецкого экспрессионизма. Комедийный фильм ужасов должен быть очень динамичным, я бы даже сказал остросюжетным, если напряженным диалогам или атмосферным сценам и есть место, то к ним нужно подходить аккуратно, постепенно готовить к зрителю, а не резко метаться от дружелюбных тычков в бок к психологическому прессингу. И не надо быть слишком утонченным, не надо стесняться быть тупым - в новой канарейке каждого персонажа упростили чуть ли не до двухмерного шаржа, а шутки тут такие, что батя будет краснеть от гордости за их автора.
Собственно, Наджент с толком и расстановкой вложился в эти два момента, и не прогадал. Его Кот и Канарейка вышли бодрыми и свежими, местами очень смешными (все-таки Хоуп талантливый комедиант) и не побоюсь этого слова уютными. Хоррор составляющая на месте, хоть и фильм просто следует по протоптанной до него дорожке, делает это очень хорошо, и местами очень даже жутковато. Более того, у Кота и канарейки свежий, но узнаваемый сеттинг - гнилые болота Луизианы. На моей памяти, это первый фильм ужасов с данным место действия, а все мы знаем, что Индиана Джонс уже триста лет ищет истоки американской готики.
Немая Кот и Канарейка положила старт юниверсаловских хоррорам, Кот и Канарейка со звуком вдохнула в них новую жизнь. Индустрия поняла, что на двух классических франшизах - Дракуле, Франкенштейне - свет клином не сошелся, и можно делать сколь угодно разнообразные и интересные фильмы с элементами ужасов - комедии, приключения, детективы и, в конце концов, даже научную фантастику. Ну и нельзя забывать, что благодаря именно комедийным хоррорам мы помним Эбботу и Костеллу, и в этом тоже есть заслуга этого фильма.
Следующая запись: HBO снимет мини-сериал по мотивам «Сцен из супружеской жизни» Бергмана
Лучшие публикации