Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
другое кино
другое кино
#bMovieNight@drugoekino №165
«Врата»

«Врата страшный фильм, серьезно страшный. Выстроенный по принципу детской страшилки, он тем не менее нащупывает у зрителя его внутреннее дитя и начинает манипулировать его младенческими страхами. Ты в буквальном смысле на своей шкуре ощущаешь тот ужас, что испытывают главные герои, и остается только разводить руками - как метко попал сценарист в коллективное бессознательно, и как много ты боялся раньше. За это чувство эмпатии надо поблагодарить актеров и постановку, которые несмотря на свою кукольность, тем не менее представили на экран достоверных персонажей, среди которых нет типичных героев того времени - шестилетних компьютерных гениев, макак, умеющих управлять космическим кораблем, и хулиганов, которые почему-то слушают группу Kiss.»

Если так подумать, то все наше детство мы провели в страхе, каком-то противоестественном суеверном ужасе, который тем не менее воспринимали неотъемлемой частью существования. У нас было кладбище домашних животных, укрытое от глаз взрослых живой изгородью, где мы проводили кощунственные пародии на христианские обряды. Я очень любил играть на свалке, оставшейся от снесенного довоенного барака, там еще долго можно было рассматривать остатки стен, мебели и прочей рухляди. Ходила легенда, что дом снесли недобросовестно, впохыхах, и одна девочка провалилась в уцелевшую комнату и так и не смогла выбраться, заплутав в подземелье или став жертвой крыс. Рядом был морг, и мы пытались глазеть в занавешенные окна, пересказывая слухи, что паталогоанатомы воруют у мертвых печень и потом продают под видом говяжей на рынке. Разумеется, у нас в ходу были полусатанинские, полуязыческие ритуалы типа гроба на колесиках, но больше всего пугал Радужный человек.

Это забавно, что он совершенно выпал из моей памяти, и вспомнил я о нем только случайно наткнувшись на свои же детские рисунки в альбоме. Радужного человека так прозвали, потому что он был одет в серебристую одежду, которая под лучами солнца переливалась всеми цветами радуги, которые слепили смотрящего - поэтому рассмотреть Радужного человека как следует ни у кого не получилось. С ним был связан интересный обычай, который остался в детском стишке - Радужный человек, солнце на плече. Он заберет у тебя вещь, и оставит ни с чем. Радужный человек появлялся только на крыше девятиэтажки, на закате, после определенных манипуляций "призыва" - в стеклянную бутылку клались какие-то травки с полиэтиленом, поджигались и закрывались крышкой, а затем в дыму будто бы и возникал Радужный человек. Ведущий отдавал ему свою вещь, совершенно любую, а Радужный человек забирал ее с улыбкой и, прижимая дар к груди, уходил за угол, исчезая бесследно, и больше эту вещь не видел никто и никогда.

Сначала мы воспринимали - это как невинную забаву, как фрагмент нашего абсурдного, иррационального мира. Радужный человек был игрой, и мы отдавали ему разные безделушки - конфетки, полусломанные игрушки, какие-то подделки. Это продолжалось до тех пор, пока одна девочка, дерзко пошутив, не попросила забрать у нее грусть, и после этого, раз рассмеявшись, она хохотала без конца в своем безумном весельи. Родители ее вскоре были вынуждены переехать, а она вроде бы до сих пор живет в закрытом учреждении для умственно помешанных. После этого инцидента, Толя, самый старший и смелый среди нас, собрал самую мерзкую дрянь, какую смог найти - гнилые картофельные очистки, собачье гавно и мазутную грязь около гаражей, мы еще туда наплевали для большего эффекта - и отдал Радужному человеку, тот, как обычно, забрал подарок. Нам стало по-настоящему страшно, двор начал полнится бредовыми домыслами, совершенными небылицами, сплетнями и странными шутками, которые в ином контексте могли звучать угрозой. Ситуация начала принимать скверный оборот - малыши отказывались выходить из дома, некоторые находили в почтовом ящике пугающие записки, а ряд ребят отваживался на откровенный шантаж. Мы чаще стали оборачиваться, а проходя мимо подъезда, ведущего на заветную крышу, всегда можно было увидеть парочку пацанов, напряженно следящих за тобой и друг другом.

Долго это продолжаться не могло, и Толя предложил выход - всем, кто знал ритуал, а это было не больше десятка человек, провести ритуал в последний раз и отдать воспоминания о нем.И в самом деле после ритуала разговоры о Радужном человеке моментально прекратились, он исчез, как будто его и не было, не только в нашей жизни, но и в жизни тех, кто знал о нем только понаслышке. И это забавно, то, что я вспомнил о нем, спустя столько лет, причем в таких подробностях будто это было вчера. Если бы не случайно попавшийся под руку детский альбом, то я бы и не восстановил в памяти Радужного человека и все, что с ним было связано. Сейчас мне даже жутко, потому что я готов поклясться, что раньше этих рисунков в альбоме не было, и понять - почему воспоминания вдруг вернулись или почему я вдруг решил ими поделиться - я не могу, хоть убей.

Дети пытаются во всем подражать взрослым - пытаются курить, ругаться матом, совершать опрометчивые поступики и не нести за них ответственность, и, разумеется, смотреть фильмы ужасов. Кинопродюсерам потребовалось немного времени, чтобы понять - спрос есть, и осталось дело за предложением. В голову сразу приходят такие замечательные сериалы как Боишься ли ты темноты? и Мурашки, но из полнометражных детских ужастиков всплывают, пожалуй, только Гремлины, хотя разумеется их было гораздо больше - недавний Тролль тому пример. Кто знает сколько их всего, адекватные фильмы утонули в чартах баззфида - топ 10 фильмов ужасов для вашего ребенка, которые разрушат его гендерные стереотипы, и натыкаешься на них совершенно случайно, например, как я наткнулся на кино Врата, совершенно не планируя, что он попадет в паблос.

Врата начинаются с сцены сна, и задает тон всему фильму, который обладает какой-то чарующей гипнотической атмосферой, будто бы все происходящее - это всего лишь сновидение. Знаете, когда видите реалистичный сон, слишком реалистичный, что даже забываешься на мгновение, но вскоре понимаешь, что это всего лишь дурман. Понимаешь только потому, что собственный мозг "ленится" воссоздавать все детали, и мир вокруг неестественно пустоват, вот так и Врата. Фильм пустоват - в нем совсем немного действующих лиц, нет общих планов со статистами, да и вообще сцен отличных от дома семейства главных героев, что создает ощущение, что в этом городе больше никого нет. Спонтанно возникающие события реалистичности не добавляют - все в Вратах происходит само по себе, как будто причина и так понятна, и нет смысла ее показывать. Завершает картину актерская игра, которая не плоха, но производит впечатление живых людей, управляемых леской, словно марионетки.

Это всё не осознанное решение режиссера, а вынужденный компромисс с бюджетом, который весь ушел на немногочисленные спецэффекты, и совершенно верно. Врата олицетворяют фразу - лучше мало, да хорошо, чем много и плохо. Все спецэффекты - stop-motion, комбинированная съемка и анимация выполнены в высшей степени качественно и выглядят потрясающе даже по сей день. Оно и неудивительно - за них отвечал Рэндалл Уильям Кук, трехкратный обладатель премии Оскар за лучшие спецэффекты.

Его работа заложила прочную основу под тот факт, что Врата страшный фильм, серьезно страшный. Выстроенный по принципу детской страшилки, он тем не менее нащупывает у зрителя его внутреннее дитя и начинает манипулировать его младенческими страхами. Ты в буквальном смысле на своей шкуре ощущаешь тот ужас, что испытывают главные герои, и остается только разводить руками - как метко попал сценарист в коллективное бессознательно, и как много ты боялся раньше. За это чувство эмпатии надо поблагодарить актеров и постановку, которые несмотря на свою кукольность, тем не менее представили на экран достоверных персонажей, среди которых нет типичных героев того времени - шестилетних компьютерных гениев, макак, умеющих управлять космическим кораблем, и хулиганов, которые почему-то слушают группу Kiss. Действующие лица врат - это обычные северноамериканские дети с обычными для них интересами и, самое главное, жизненными проблемами, что и дает возможность им сопереживать.

В конце дня, Врата - это 80-е в скорлупе, стремительные настолько, что сами запутываются в своих собственных ногах на бегу, неловкие, энергичные, грубоватые и с сногсшибательным визуальным дизайном. Некоторые кадры из фильма хочется повесить себе на стену в рамке, честное слово. Наконец, среди всех фильмов - Goonies, Monster Squad, Explorers - Врата наиболее вероятный кандидат, послуживший материалом для вднохновения братьям Дуфферам, когда те придумывали серивал Принадлежности странника. Так что можете смело смотреть Врата и адово унижать зумеров в спорах о первоисточнике, хотя, наверняка, они и так уже о нем знают из чарта баззфида - топ10 фильмов, которыми вдохновлялись братья Дуфферы и на них всем наплевать.

PS мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх