#bMovieNight@drugoekino №152
«Глубокой ночью»
«Глубокой ночью восседает в высшем пантеоне наилучших хорроров всех времен и народов, которые даже и не думают пугать зрителя - зритель пугает сам себя. Фильм медленно и вкрадчиво проникает тебе в голову, ненавязчиво заходит то с одной, то с другой стороны, пуская черные корни, которые растут, расширяются и наконец достигают потаенных фобий, которые расцветают пышным цветом. Фильм уже давно закончился, но пробужденный страх и не думает уходить.»
Людская память сохраняет имена самых первых самых лучших. Мы знаем имя человека, придумавшего лампочку - Томас Эдисон. Изобретатель радио - Гильермо Маркони. Первый человек в космосе - Алан Шепард. Автор салата оливье - Люсьен Оливье. Но почему мы не помним имена самых первых самых худших? Согласитесь было бы приятно знать имя человека, который первым сломал вещь, а потом починил ее настолько, чтобы следующий кто ее использует доломал окончательно, и вина упала на него. Или имя человека, который открыл холодильник, увидел там вкусный ништячок и бессовестно съел его, хотя другой человек очень рассчитывал на этот ништячок. Или имя человека, который взял VHS кассету, посмотрел фильм, но положил в коробку потом другую кассету. Или имя человека, который придумал приватизацию в 90-е, чтобы под соусом демократизации перераспределить финансово-материальные блага определенному кругу приближенных лиц. Но к счастью мы знаем имена людей, придумавших первый фильм ужасов - антологию из мини-историй. А почему? Потому что на самом деле Глубокой ночью очень хорошее кино.
Зловещий фильм, он жуток сам по себе - ничего не предвещало его появления, кино возникло будто бы из чистого воздуха, как фантом. Как таковой школы ужасов в Англии на тот момент не было, разрозненные единичные фильмы вряд ли могли послужить почвой для Глубокой ночью. Режиссеры, снимавшие фильм, имели за спиной внушительный опыт в драмах, комедиях и даже мюзиклах, всем чем угодно - кроме хорроров. Да, они опирались на сценарий, написанный прожжеными писателями, а не позорщиками типа Роберта Блоха, но самый факт не перестает впечатлять - насколько хорошим может быть фильм любого жанра, если снимать его хорошо.
Глубокой ночью восседает в высшем пантеоне наилучших хорроров всех времен и народов, которые даже и не думают пугать зрителя - зритель пугает сам себя. Фильм медленно и вкрадчиво проникает тебе в голову, ненавязчиво заходит то с одной, то с другой стороны, пуская черные корни, которые растут, расширяются и наконец достигают потаенных фобий, которые расцветают пышным цветом. Фильм уже давно закончился, но пробужденный страх и не думает уходить.
Достигается это во многом за счет филигранно продуманного темпа повествования - каждая история в антологии естественно вырастает из обрамляющей и плавно переплетается с другими, образуя единое крепкое полотно без прорех. Фабула фильма умело манипулирует зрителем, сначала настраивая его на нужный лад, затем леденит душу парой классических призрачных рассказов , потом вовсе расслабляет комедийной историей, а затем ошпаривает кипятком глубокого ужаса. Сами истории, каждая поставленная разным режиссером, являют собой образчик качественной режиссуры.
Отсутствуют дешевые пугачки, отсутствуют спекуляции на тему потустороннего - все истории создают ощущение, что они неотделимы от обычной жизни, и такое может произойти с каждым. События оставляют свою трактовку за зрителем - сказать однозначно, реальность ли это или плод воспаленного воображения нельзя. Упор в Глубокой ночью ставится не на проделки сверхестественного, а на чудовищ, плавающих в глубинах человеческого подсознания. Это подкрепляется изумительной актерской игрой, которой можно только поаплодировать - каждый персонаж обрисован предельно четко и не оставляет сомнений в мотивации своих поступков.
Неудивительно, что такой шедевр вдохновил Милтона Субботски клепать подражания один за другим, но, честно говоря, после Глубокой ночью делать в жанре больше нечего - сделать лучше физически невозможно. С него можно только брать пример, беглое гугление поражает тем, какой длинный след оставил фильм в культуре, и не только открытием жанра антологии. Глубокая ночь явно отталкивалась Кабинетом доктора Калигари, и без преувеличения можно говорить, что вместе с знаковым фильмом немецкого экпрессионизма, он составляет фундамент современного психологического триллера.
Следующая запись: #bMovieNight@drugoekino №151
Лучшие публикации