#bMovieNight@drugoekino №135
«Отстойный мир»
«Отстойный мир - это очень сырое кино, смотреть которое можно только если ты поклонник творчества Уотерса и интересно обратиться к его истокам. Несмотря на расцвет юношеского максимализма, Джон в Отстойном мире даже и близко не приближает к уровню провокационности Розового Фламинго или Женских проблем. Но шила в мешке не утаишь, и в фильме видны уже будущие наметки стиля автора - особенно волнующие его темы.»
Чувачоооооок... Мир сакс! Это, пожалуй, известно всем, кроме целевой аудитории Юрия Быкова, готовящейся смотреть уже четвертый фильм об одном и том же. Почему мир отстой? Я не буду вдаваться в пространные философские выкладки, достаточно того, что даже Анна-София Робб корчилась от взрывного поноса в места близком к самому грязном туалету Шотландии. И что делать? Персонаж из отечественного авторского кино скажет выпить водки, а любой адекватный человек начнет делать красивые вещи своими руками. Собственно человеческое искусство - это ответ окружающему несовершенству, попытка сотворить несуществующую иначе Красоту. Но в 60е годы появились ребята, которые сказали, что вся эта ваша Красота - убогое проприетарное лицемерие, и искали самовыражение в самых ублюдских вещах, которые только есть на Земле. И это пафосно называли контркультурой, дамы и господа. Забавно, но человечество сейчас находится в ситуации ребенка, которому мама говорила не корчить рожи сзади лошадки, а то она пукнет и рожа останется такой навсегда. Уже напрочь забыто как делать красивые вещи, осколки былой Красоты исчезают в пыли времен и грязи невежества, а художники все продолжают контркультурить, олицетворяя собой то зло, против которого восставала контркультура изначальная, например, Отстойный мир Джона Уотерса.
Лучше всего этот фильм характеризует концовка короткометражки Genres Дона Хертцфельда, а именно претенциозный студенческий фильм. Дорогой Джон, мы сразу поняли, что ты молодец, что ты смотрел киноленты Стэна Брэкиджа и Жана Кокто, прочел всего Андалузского Пса Бунюэля и даже подобрал коллаж Энди Уорхола из мусорки, но сладкий Иисус, зачем надо было снимать настолько плохое кино? Отстойный мир балансирует на грани между бракованной пленкой с неудавшимися дублями и натуральным снаффом. Это первый полный метр Уотерса, и сказать блин комом - это ничего не сказать.
Уотерс уже тогда проявил себя как грамотный режиссер и попытался замаскировать кричащую доморощенность Отстойного мира при помощи стилизации под немой фильм. Используется характерный монтаж, статичные кадры и практически полное отсутствие диалогов, но это все равно что прикрыть носовым платочком с вензелем J.W. кучу бронтозаврового навоза из Юрского периода. Отстойный мир был снят на любительскую пленку ужасающего качества, просроченную наверное еще в 1944 году, снят трясущейся рукой самого режиссера в характерном стиле "я держу камеру первый раз в своей жизни". В качестве актеров были задействованы само собой друганы разной степени обдолбанности, в последствии ставшие известными как Dreamlanders, но в Отстойном мире - все они милые котики, слабо понимающие, что от них хочет режиссер. Но вершиной пирамиды Маслоу отстойного кинематографа является звукозапись, официально самый худший звук в фильме всех времен и народов. Поскольку фильм преимущественно немой, то он заполнен массой популярных песен, выкрученных до такого свербящего нойза, что поклонники Merzbow могут немного запутаться. Те немногие реплики, что есть у персонажей, записаны видимо через канализационную систему Балтимора и наложены на видеоряд без всякой надежды на синхронизацию с губами. Да уж, действительно стоит отдать должное Рею Деннису Стеклеру, который догадался хотя бы скрывать лица персонажей во время их речи.
Что же хорошего у Отстойного мира? Во-первых, изумительно подобранный саундтрек, служащий выражением чувств персонажей и состоящий из почти сотни песен, каждая из которых вызывает вопрос - почему Trademarks & Copyrights не разорили Уотерса на корню? Хотя упомянутое качество звука вряд ли позволит доказать, что это песня автора, а не первый в мире лоуфайный нойзкор кавер. Во-вторых, Уотерс первым придумал мемес с Capone Oh no. Ну и, наконец, хоть сценарий и не блещет, периодически в угоду прыгающим эксплуатационным сиськам и обнаженному пузику Дивайн забывая, что ему надо устраивать интеллектуальные аллюзии, но все равно доставляет своим траллирующим богохульством, достаточно четко определяющим суть Бога в нашем отстойном мире.
Отстойный мир - это очень сырое кино, смотреть которое можно только если ты поклонник творчества Уотерса и интересно обратиться к его истокам. Несмотря на расцвет юношеского максимализма, Джон в Отстойном мире даже и близко не приближает к уровню провокационности Розового Фламинго или Женских проблем. Но шила в мешке не утаишь, и в фильме видны уже будущие наметки стиля автора - особенно волнующие его темы. В конце концов Уотерс большее отвращение испытывал к лицемерию и ханжеству, предпочитая копошащийся у помоек цирк уродов, состоящий из маргиналов всех мастей. Но в отличие от его суровых вердиктов последующих работ, в Отстойном мире Уотерс еще пытается найти Красоту в виде предостережения о ее потере, которое, увы, сбылось.
PS мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следующая запись: Объявлены победители фестиваля независимого кино «Сандэнс»
Лучшие публикации