
Ахиллес — легендарный герой Троянской войны. Но его родина, как утверждают ряд античных источников, вовсе не Эллада, а ранний Мирмекий — древнее поселение на востоке Крыма, в районе современной Керчи. Именно здесь располагалась земля, которую эллины называли «Ахиллов бег» — и память о нём жила на этих берегах веками.
Птолемей и Арриан описывали святилища Ахиллеса на побережье Крыма. Они свидетельствуют о глубоком почитании героя не где-то в Элладе — а именно в Крыму, на берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря). Но что важнее: во времена Троянской войны (около 1200 года до н.э.) эллинских колоний в Крыму ещё не существовало. Первыми Эллины пришли сюда лишь через 400 лет. Значит, герой, рождённый в Крыму в ту эпоху, не мог быть эллином.
Современные археологические, антропологические и генетические данные указывают: в то время Крым населяли тавроскифские и киммерийские племена — древнейшие предки современных крымских татар. Именно среди них мог родиться юный воин, чья слава и образ легли в основу позднейшего эллинского эпоса.
В этой древней фигуре — не только часть эллинского наследия, но и глубинная историческая память крымской земли, её степей, гор и причерноморских берегов. Сегодня образ Ахиллеса — это часть крымскотатарского культурно-исторического наследия. Он — один из древнейших героев нашего пантеона, чья непобедимая слава зародилась на Крымской земле задолго до прихода первых эллинских кораблей.
Источники:
1. Птолемей. География, III.6.3 — упоминается «Ахиллов бег» ( ) на восточном побережье Тавриды (Крыма).
2. Арриан. Periplus Ponti Euxini, 20 — описание святилищ Ахиллеса у Мирмекия и Ахиллова Рога.
3. Бугай Н. И., Мельникова Е. А. Этногенез и ранняя история скифов. М., 2014 — о связях скифских элит с населением Северного Причерноморья.
4. Jablonski, B. “The Cult of Achilles in the Black Sea Region”. Ancient World Journal, 2002.
5. Mallory, J.P. In Search of the Indo-Europeans. London, 1989 — о скифо-эллинском взаимодействии в Причерноморье.
Птолемей и Арриан описывали святилища Ахиллеса на побережье Крыма. Они свидетельствуют о глубоком почитании героя не где-то в Элладе — а именно в Крыму, на берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря). Но что важнее: во времена Троянской войны (около 1200 года до н.э.) эллинских колоний в Крыму ещё не существовало. Первыми Эллины пришли сюда лишь через 400 лет. Значит, герой, рождённый в Крыму в ту эпоху, не мог быть эллином.
Современные археологические, антропологические и генетические данные указывают: в то время Крым населяли тавроскифские и киммерийские племена — древнейшие предки современных крымских татар. Именно среди них мог родиться юный воин, чья слава и образ легли в основу позднейшего эллинского эпоса.
В этой древней фигуре — не только часть эллинского наследия, но и глубинная историческая память крымской земли, её степей, гор и причерноморских берегов. Сегодня образ Ахиллеса — это часть крымскотатарского культурно-исторического наследия. Он — один из древнейших героев нашего пантеона, чья непобедимая слава зародилась на Крымской земле задолго до прихода первых эллинских кораблей.
Источники:
1. Птолемей. География, III.6.3 — упоминается «Ахиллов бег» ( ) на восточном побережье Тавриды (Крыма).
2. Арриан. Periplus Ponti Euxini, 20 — описание святилищ Ахиллеса у Мирмекия и Ахиллова Рога.
3. Бугай Н. И., Мельникова Е. А. Этногенез и ранняя история скифов. М., 2014 — о связях скифских элит с населением Северного Причерноморья.
4. Jablonski, B. “The Cult of Achilles in the Black Sea Region”. Ancient World Journal, 2002.
5. Mallory, J.P. In Search of the Indo-Europeans. London, 1989 — о скифо-эллинском взаимодействии в Причерноморье.
Следующая запись: В сериал Уенсдэй авторы добавили композицию «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева
Лучшие публикации