(Муслим Магомаев «Живут во мне воспоминания»).
Здесь выдают
ставки
ставки
Муслим Магомаев
Сообщество почитателей творчества непревзойденного певца, великолепного музыканта и композитора - Муслима Магомаева.
1 ответ
Рашид Бейбутов
«Незаменимый Рашид Бейбутов! Именно так, с восклицанием. Человек незаурядный, личность во всём. Его голос не отличался силой, но был невероятно благозвучен. Тогда еще не знали, что такое петь в микрофон – все пели «живьем». Бейбутова было слышно до последней ноты, до последнего нюанса во всех уголках зала.»
(Муслим Магомаев «Живут во мне воспоминания»).
(Муслим Магомаев «Живут во мне воспоминания»).
Рашид Маджид оглы Бейбутов - великий азербайджанский певец (лирический тенор). Родился 14 декабря 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия).
Рашид Бейбутов родился в творческой семье. Его отец - Бейбутов Меджид Бехбудалы оглы был знаменитым исполнителем мугамов и народных песен - ханенде. Меджид Бейбутов много гастролировал, давал сольные концерты, участвовал в ряде музыкальных постановок. Его хорошо знали и в Азербайджане, и за его пределами.
Незаурядной личностью была и мать Рашида Бейбутова - Фируза Аббаскулу кызы Векилова. Она родилась в семье, хорошо известной своей приверженностью к сохранению и приумножению культурных и просветительских традиций. Получив прекрасное образование, она преподавала языки в различных школах Тбилиси, возглавляла женский клуб, объединяющий драматический, музыкальный и другие кружки по интересам.
В семье изначально была создана настолько творческая обстановка, что дети Бейбутовых с раннего детства учились играть на различных музыкальных инструментах, участвовали в различных домашних спектаклях. Наряду с этим они регулярно посещали вместе с родителями Азербайджанский театр в Тбилиси. Безусловно, такая среда воспитания давала мощный импульс творческому началу и помогла сполна реализовать заложенные в них природой таланты.
Первым наставником и учителем сына, конечно же, стал отец. Рашиду с детства привили не просто любовь к музыке, а дали наряду с широчайшими познаниями конкретных деталей и тонкостей исполнения еще то уникальное внутреннее видение особенностей музыкального мира, без которого нет истинного музыканта.
Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одно событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова. Исполнительскую деятельность Рашид Бейбутов начал в Тбилиси в 1930 году как исполнитель азербайджанских народных песен. Однако в 1933 году он выбирает сугубо техническую профессию и поступает в железнодорожный техникум. Там Рашид организовал самодеятельный студенческий оркестр, которому отдавал все свои силы и время, отодвинув тем самым учебу на второй план. Он продолжал выступать на различных сценических площадках Тбилиси, посещал различные концерты и слушал массу музыкальных записей. Затем – армия, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля. В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поет популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни. После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. В эти же годы Бейбутов начал петь в Театре оперы и балета им. Спендиарова. В театре ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году.
Летом 1941 года в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и отправился в столицу. Еще в поезде, он узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменен, и Бейбутов вернулся в Ереван.
Начавшаяся война с фашизмом хоронит его надежды на участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов. Но, как ни странно, война же дает ему огромное ощущение своей нужности людям. В мае 1942 года Государственный джаз Армении командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поет знаменитую "Давай закурим" - музыка М. Табачникова, стихи И. Френкеля, "Крымскую боевую" А. Айвазяна на стихи О. Гукасяна и многие другие военные песни.
В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что молодой певец был приглашен на главную роль в фильме. Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим. В день выхода этой картины на экраны Рашид Бейбутов в одночасье проснулся знаменитым. Уже не популярность, а настоящая слава пришла к нему. С этого дня он до конца жизни останется немеркнущей звездой, будет кумиром и божеством многих людей. "Аршин мал алан" станет как бы некой точкой отсчета в бейбутовском творчестве, вершиной, взлетом. Фильм "Аршин мал алан" успешно демонстрировался во многих странах мира и стал некой визитной карточкой азербайджанского искусства и самого Рашида Бейбутова. Присуждение в 1946 году кинофильму "Аршин мал алан" самой высшей награды того времени - Сталинской премии - явилось официальным признанием таланта Бейбутова. Кроме того, Бейбутов снялся еще и в таких фильмах, как «Бахтияр» («Любимая песня» 1958 г.), в документальном фильме "Родному народу", где нашла свое отражение его концертная деятельность того периода.
Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимали произведения азербайджанских композиторов, а также азербайджанские народные песни. Также Рашид Бейбутов исполнял песни и других народов (в том числе русские, иранские, турецкие, арабские, армянские, индийские и многие другие).
Длительная дружба и плодотворное сотрудничество связывали его с Тофиком Кулиевым. Этот творческий союз фактически в течение короткого времени смог сформировать облик и ведущие тенденции азербайджанской эстрады на многие годы и Бейбутов, становясь солистом филармонии, с огромным успехом гастролирует по всему Советскому Союзу и за рубежом. В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала.
Казалось бы, сделано очень многое, достигнуты успехи в столь разных жанрах. Однако Бейбутов никогда не видел себя чисто оперным певцом или просто киноактером. Он начинает поиски, пытаясь воплотить в жизнь свое видение того, как соединить фольклорное наследие и современную музыку. В 1957 году он создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты. Про успехи и достижения этого коллектива можно многое написать. Но Рашид Бейбутов полон новых замыслов. Он мечтает уже не просто об оркестре, а о целом театре, способном воплотить его идею слияния воедино образа и звука, танца и песни. Так в 1966 году Бейбутов организовал Азербайджанский театр песни, сейчас носящий его имя, и руководил им до конца дней.
Рашид Бейбутов - народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина.
В творческой судьбе Бейбутова отразилась вся ненасытность его исканий своего пути в искусстве, страсть к постижению души человеческой и неиссякаемое стремление постичь и отразить в своем творчестве все многообразие и многоцветие окружающего нас мира.
Скончался Р. М. Бейбутов в Баку 9 июня 1989 г., похоронен на Аллее почетных захоронений, Баку, Азербайджан.
Рашид Бейбутов родился в творческой семье. Его отец - Бейбутов Меджид Бехбудалы оглы был знаменитым исполнителем мугамов и народных песен - ханенде. Меджид Бейбутов много гастролировал, давал сольные концерты, участвовал в ряде музыкальных постановок. Его хорошо знали и в Азербайджане, и за его пределами.
Незаурядной личностью была и мать Рашида Бейбутова - Фируза Аббаскулу кызы Векилова. Она родилась в семье, хорошо известной своей приверженностью к сохранению и приумножению культурных и просветительских традиций. Получив прекрасное образование, она преподавала языки в различных школах Тбилиси, возглавляла женский клуб, объединяющий драматический, музыкальный и другие кружки по интересам.
В семье изначально была создана настолько творческая обстановка, что дети Бейбутовых с раннего детства учились играть на различных музыкальных инструментах, участвовали в различных домашних спектаклях. Наряду с этим они регулярно посещали вместе с родителями Азербайджанский театр в Тбилиси. Безусловно, такая среда воспитания давала мощный импульс творческому началу и помогла сполна реализовать заложенные в них природой таланты.
Первым наставником и учителем сына, конечно же, стал отец. Рашиду с детства привили не просто любовь к музыке, а дали наряду с широчайшими познаниями конкретных деталей и тонкостей исполнения еще то уникальное внутреннее видение особенностей музыкального мира, без которого нет истинного музыканта.
Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одно событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова. Исполнительскую деятельность Рашид Бейбутов начал в Тбилиси в 1930 году как исполнитель азербайджанских народных песен. Однако в 1933 году он выбирает сугубо техническую профессию и поступает в железнодорожный техникум. Там Рашид организовал самодеятельный студенческий оркестр, которому отдавал все свои силы и время, отодвинув тем самым учебу на второй план. Он продолжал выступать на различных сценических площадках Тбилиси, посещал различные концерты и слушал массу музыкальных записей. Затем – армия, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля. В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поет популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни. После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. В эти же годы Бейбутов начал петь в Театре оперы и балета им. Спендиарова. В театре ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году.
Летом 1941 года в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и отправился в столицу. Еще в поезде, он узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменен, и Бейбутов вернулся в Ереван.
Начавшаяся война с фашизмом хоронит его надежды на участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов. Но, как ни странно, война же дает ему огромное ощущение своей нужности людям. В мае 1942 года Государственный джаз Армении командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поет знаменитую "Давай закурим" - музыка М. Табачникова, стихи И. Френкеля, "Крымскую боевую" А. Айвазяна на стихи О. Гукасяна и многие другие военные песни.
В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что молодой певец был приглашен на главную роль в фильме. Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим. В день выхода этой картины на экраны Рашид Бейбутов в одночасье проснулся знаменитым. Уже не популярность, а настоящая слава пришла к нему. С этого дня он до конца жизни останется немеркнущей звездой, будет кумиром и божеством многих людей. "Аршин мал алан" станет как бы некой точкой отсчета в бейбутовском творчестве, вершиной, взлетом. Фильм "Аршин мал алан" успешно демонстрировался во многих странах мира и стал некой визитной карточкой азербайджанского искусства и самого Рашида Бейбутова. Присуждение в 1946 году кинофильму "Аршин мал алан" самой высшей награды того времени - Сталинской премии - явилось официальным признанием таланта Бейбутова. Кроме того, Бейбутов снялся еще и в таких фильмах, как «Бахтияр» («Любимая песня» 1958 г.), в документальном фильме "Родному народу", где нашла свое отражение его концертная деятельность того периода.
Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимали произведения азербайджанских композиторов, а также азербайджанские народные песни. Также Рашид Бейбутов исполнял песни и других народов (в том числе русские, иранские, турецкие, арабские, армянские, индийские и многие другие).
Длительная дружба и плодотворное сотрудничество связывали его с Тофиком Кулиевым. Этот творческий союз фактически в течение короткого времени смог сформировать облик и ведущие тенденции азербайджанской эстрады на многие годы и Бейбутов, становясь солистом филармонии, с огромным успехом гастролирует по всему Советскому Союзу и за рубежом. В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала.
Казалось бы, сделано очень многое, достигнуты успехи в столь разных жанрах. Однако Бейбутов никогда не видел себя чисто оперным певцом или просто киноактером. Он начинает поиски, пытаясь воплотить в жизнь свое видение того, как соединить фольклорное наследие и современную музыку. В 1957 году он создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты. Про успехи и достижения этого коллектива можно многое написать. Но Рашид Бейбутов полон новых замыслов. Он мечтает уже не просто об оркестре, а о целом театре, способном воплотить его идею слияния воедино образа и звука, танца и песни. Так в 1966 году Бейбутов организовал Азербайджанский театр песни, сейчас носящий его имя, и руководил им до конца дней.
Рашид Бейбутов - народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина.
В творческой судьбе Бейбутова отразилась вся ненасытность его исканий своего пути в искусстве, страсть к постижению души человеческой и неиссякаемое стремление постичь и отразить в своем творчестве все многообразие и многоцветие окружающего нас мира.
Скончался Р. М. Бейбутов в Баку 9 июня 1989 г., похоронен на Аллее почетных захоронений, Баку, Азербайджан.
Вы не можете оставить комментарий
Комментировать эту запись могут только подписчики.